Надежда Ласкина
Правила и основы здорового образа жизни для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.
Основы здоровья дошкольников
Публикация «Правила и основы здорового образа жизни для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:
- биологического;
- психического;
- социального.
Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.
Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.
Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.
Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и с друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности.
Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.
Физическое развитие
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:
- двигательный режим;
- личную гигиену;
- закаливание.
Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.
Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.
Здоровьесберегающие технологии
Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- динамические паузы;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- бодрящая гимнастика;
- подвижные игры;
- релаксация.
Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.
Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.
Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.
Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.
После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.
Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.
Критерии оценки здоровья:
1. Уровень работоспособности.
2. Оценка наличия вредных привычек.
3. Выявление физических дефектов.
4. Оптимальный двигательный режим.
5. Рациональное питание.
6. Закаливание и личная гигиена.
7. Положительные эмоции.
8. Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1. принцип «Не навреди!»;
2. принцип сознательности и активности;
3. непрерывности здоровьесберегающего процесса;
4. систематичности и последовательности;
5. принцип доступности и индивидуальности;
6. всестороннего и гармонического развития личности;
7. системного чередования нагрузок и отдыха;
8. постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
9. возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий с использованием профилактических методик:
1. с применением функциональной музыки;
2. с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
3. через оздоровительные мероприятия;
4. создания здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1. Средства двигательной направленности:
- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- физические упражнения;
- физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика,
самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня)
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
С учетом этого здоровьесбережение включает следующие компоненты:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Проводим диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют два направления:
1. оценка физического развития;
2. оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им еще один вопрос – «Как учить?». Главная их цель – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует.
Если же дошколенка увлечь, предоставить ему возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении, тогда и энергия, и интерес к занятиям не иссякнут, и, как результат, такой увлеченный интересным процессом ребенок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.
Давно известно, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если мы, воспитатели гармонично и сбалансировано организуем работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Здоровьесберегающие технологии, это та палочка-выручалочка, которая помогает и малышам и их воспитателям, чтоб учение было в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам.
По мере того, как дошколята начинают уставать, мы предлагаем им увлекательную динамическую паузу от 2 до 5 минут, например «Скульптор и фигура», «Море волнуется» .
Не нужно тщательно подбирать время и место и для проведения такой нужной гимнастики, как гимнастика для глаз. Одной, двух минут для ее проведения будет вполне достаточно. («Мотылёк», «Заборчик», «Совёнок».).
То же можно сказать и о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания непосед, и они снова бодры, полны сил. Это и развитие дыхательного аппарата, управление дыханием, обогащение организма кислородом, а кроме того, это дополнительная тренировка речи, произношения.
Проводим бодрящую гимнастику после сна. Выполняем упражнения на кроватках, ходим по дорожкам «здоровья». Они у нас сделаны своими руками (нашиты пуговицы, крупные бусины, пластмассовые палочки, пробки и т. д). Проводим закаливание – водные процедуры, обтирания, обливание ног, общие обливания.
А так же проводим полоскание горла отварами трав, процедура, непосредственно проводятся медиками.
Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребёнка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем для профилактики плоскостопия, такие упражнения как, «Мельница», «Художник», «Утюжки» и т. д., а так же дорожки «здоровья», мешочки с орешками, крупами.
Упражнения на степ платформах проводятся под ритмичную музыку: в форме утренней гимнастики, части физкультурного занятия, досуга или праздника. Здесь на них можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать. Эти упражнения, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, просты по своей двигательной структуре и легко доступны детям.
Прекрасным элементом занятия являются подвижные игры. Конечно, нужно контролировать, чтоб такая игра не превратилась в неудержимый шквал эмоций. Это должна быть игра малой и средней активности. И, конечно, она должна соответствовать возрасту ребенка, его развитию, быть уместной в определенной обстановке (в помещении или на свежем воздухе). Должно быть учтено и время ее проведения (перед сном игра должна быть умиротворяющей, успокаивающей, и наоборот, после дневного сна она может быть направлена на то, чтоб стимулировать активность малышей). «Зайка беленький сидит», «Найди предмет» для малышей. И для старших детей «Ноги от пола» и т. д.
Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Мы учим их это, делать, ставим им классическую музыку, используем аудиозапись звуков природы.
Релаксация
Самых маленьких могут отвлечь и развлечь пальчиковые игры. Они удобны для педагога тем, что их любят все дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка. Мы знаем, что простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. В ходе пальчиковых игр активизируется моторика рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Мы предлагаем увлекательные игры «Моя семья», «Пальчик – мальчик», «Капустка» и т. д.
Лучше всего обучать детей в гармоничном объединении занятий и игры. Здоровьесберегающее обучение, это, помимо всего вышесказанного, еще и креативность педагога, т. е. его творческие замыслы.
Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования красками с помощью пальчиков. Тут и мелкая моторика работает, и психически маленький человечек раскрепощается, и фантазию с воображением можно выпустить на волю.
Позитивно влияет на состояние детей и работа с пластилином и глиной.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Занятия ритмопластикой направлены на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности.
Помочь обрести ребенку психологический комфорт, успокоить, потренировать память и внимание можно во время разнообразных игр с песком.
Подготовка к школе это не только умение ребенка считать и читать, все гораздо сложнее. Даже бегло читающий и считающий первоклассник может чувствовать себя крайне некомфортно в школе, по сравнению с тем его товарищем, который умеет находить общий язык с новыми знакомыми, легко идет на контакт и имеет свое обоснованное мнение, которому интересно учиться, а также, крепкому физически. Такие уверенные в себе и активные дети и болеют реже. Именно по этой причине дошкольное обучение должно быть гармоничным, комплексным, не ограничиваться счетом и письмом. Следует разнообразить досуг ребенка танцами, физкультурой, творчеством, музыкой и т. д.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из инновационных идей 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Еще, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
В заключении можем сказать, что по итогам диагностики прослеживается низкая заболеваемость у наших детей. Дети наши становятся более активными, выносливыми, ловкими, смелыми и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.