Наталья Гостева
Права и обязанности дошкольника. Конспект занятия по ознакомлению детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: рассказать об общественной значимости детского сада; познакомить с правами (право на игру, права на занятие, право на прогулку) и конечно с обязанностями (содержать одежду в чистоте, соблюдать правило гигиены, не обижать других детей, оказывать помощь взрослым и малышам). Познакомить с жанровыми особенностями русской литературы "Былинами" формировать представления о главной мысли былины.
Публикация «Права и обязанности дошкольника, Конспект занятия по ознакомлению детей с былиной „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материалы и оборудование: Предметные картинки с изображением героев сказок; иллюстрации былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
Ход занятия:
1. Введения игрового момента.
- Отгадайте загадку:
Свист соловьиный,
Взор орлиный-
Не зверь, не охотник
А. (Соловей-разбойник) отгадав загадку показываю картинку Соловья-разбойника, прикрепляю иллюстрацию на магнитную доску.
-Ребята кто может нам помочь победить Соловья-разбойника? (Русские богатыри) прикрепляю к магнитной доску иллюстрацию 3-х богатырей.
2. Игра беседа о правилах и обязанностях дошкольника.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широким глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала,
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
-Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (показываю детям иллюстрацию данной сказки) (Право на жизнь).
- Почему обитатели двора в сказку Андерсена "Гадкий утенок" обижали утенка? (показываю детям иллюстрацию данной сказки (Он был не похож на других)
-Кто и какое право нарушил в сказке "Заюшкина избушка"(показываю детям иллюстрацию данной сказки (Лиса. Право на неприкосновенность жилища)
Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"(показываю детям иллюстрацию данной сказки) (Правом на свободное передвижение)
- Какое преступления совершили гуси-лебеди в одноименной сказке,украв брата (показываю детям иллюстрацию данной сказки (Похищение ребенка)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого "Золотой ключик"(показываю детям иллюстрацию данной сказки (Правом на бесплатное образование)
- Вспомните сказку А. С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях", на какое право присягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну в лес и бросит там связанную? (показываю детям иллюстрацию данной сказки (Личная неприкосновенность, право на жизнь и свободу)
- Вспомните сказку С. Асакова "Аленький цветочек", каким правом воспользовался купец решив отправятся по торговым делам за тридевять земель? (показываю детям иллюстрацию данной сказки) (Правом на свободное передвижения).
3. Физ минутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На
словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх. Дети занимают свои места.
4. Путешествие по былинам (звучит гусельный перебор)
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдиться,тот через это срамиться.
- Давайте отправимся в чудесное путешествие, будим странствовать по былинам. Что такое былина? Былина это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли).
Былина это не просто пересказ истории, её задача состоит в том что бы прославить богатырей и их подвиги. Былины раньше пелись. Их пели сказители которые владели одной или двумя мелодиями в сопровождении которых они исполняли былины. Представьте себе седовласый старец пальцы его слегка касаются струн гуслей льется неторопливая плавная мелодия и певец-сказитель начинает свой сказ.
Рассмотрите картину В. А. Васнецова "Богатыри".
-Какое у вас складывается впечатление от картины? А вы знаете прежде чем нарисовать картину художник изучал русские былины и писал "Богатырей" около 20 лет.
- Знаете ли вы имена богатырей?
-Как они выглядят?
-Что их объединяет?
-Рассмотрите пейзаж на картине. Что вы о нем скажите?
-Какие мысли и чувства вызывает картина?
А сейчас давайте мы с вами попробуем рассказать былину сами и поможет на в этом. (опорные картинки с условными изображениями эпизодов былины). Показываю картинки, дети выбирают нужные, затем возвращаются к опорным картинкам и продолжают пересказ.
- Послушайте прекрасное стихотворения И. Никитина "Былины"
Широко ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что Русь могучая,
Полюбить тебя назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга
За тебя в нужде сложить голову!
- Ребята, знаете ли ВЫ кто сберег для нас былины? (их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора)
5. Итог занятия
-Как Вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
- Как вы думаете де можно встретить в наше время богатырей? (спасатели, пограничники, полицейские, космонавты.)
Соловей разбойник обещает нам быть добрым и терпеливым.