Людмила Кузьменко
Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по Стране звуков» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по Стране звуков»
Цель: расширить знания родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте.
Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, карточки для игры «От буквы к слову», сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, звуковые линейки, карточки – ребусы, карандаши, листы бумаги, презентация «Игры по обучению грамоты»
Публикация «Практикум учителя-логопеда для родителей „Путешествие по Стране звуков“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход проведения практикума
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду, а так же от той практической помощи, которую смогут оказать родители ребенку дома.
Сегодня мы поговорим с Вами о том, какими умениями должны владеть вы родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей.
Все, что мы говорим, читаем, пишем – это речь.
Из чего состоит наша речь? Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
В каждом слове мы слышим звуки. Звуки бывают разные
Какие бывают звуки? - гласные, согласные:
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Согласные звуки твердые мы обозначаем - синим цветом.
Мягкость согласного обозначается зеленым цветом.
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры со звуками и буквами.
Игровые приемы помогут родителям :
научить ребенка выделять звуки в словах;
дифференцировать гласные и согласные звуки;
различать согласные звуки по твердости-мягкости;
правильно соотносить звуки и буквы;
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
расширить и закрепить знания детей по лексическим темам;
помогут развить внимание, зрительную память;
развивать творческие способности ребенка.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.
Игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю,
Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)
Мы сегодня отправимся в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний в области обучения грамоте.
Прежде чем отправиться в эту загадочную страну, я предлагаю вам поразмяться:
I.Вводная часть. (родители становятся в круг)
-Фонетическая зарядка. (мяч) "Определить первый звук в слове"
«Мяч верни, слово на заданный звук назови»
Предлагается звук, а Вы на звук – слово. (На любую лексическая тема)
Звук А (тема - фрукты) апельсин, ананас, абрикос, айва, арбуз, авокадо, алыча…
Звук У (тема птицы) утка, курица, кукушка, журавль, кулик….
Звук И (продукты питания) ирис, изюм, икра, сосиски,
"Подскажи Петрушке звук"
«Определить последний звук в слове»
Наглядный материал: Петрушка
Петрушка сообщает, что сейчас он будет проговаривать предложения, но в последних словах будет специально недоговаривать последний звук. Его необходимо назвать. (Необходимо следить за тем, чтобы играющий не произносил всё слово, а добавлял только последний звук.)
Белка в дупло прячет орех…И
У коровы маленький телено…К
На крылечке спит ко…Т
Охотники развели в лесу костё. Р
На огороде выросла большая тыкв…А
На лесную полянку выскочил зая. Ц
В зоопарке жил бегемо. Т
Мальчики на улице играли в футбо…Л
Звенит звонок, начинается уро…К
По стволу стучал пёстрый дяте. Л
Бабушка приготовила ароматный пиро…Г
В поле цветет синий василё…К
У Буратино длинный но…С
На солнце греется пушистая кошк…А
Мама сварила клубничный кисе…Ль
Бабочка порхает над цветко…М
Мы купили большой спелый арбу…З
Красивые рога носит оле…Нь
У белки теплое дупл…О
В магазине мы купили хле…Б
На полу лежит большой кове…Р
Осенью птицы улетают на ю … Г
По стволу стучал пёстрый дяте. Л
Необходимо запомнить свой звук и назвать слово на свой звук.
Игра "Звуковой мячик" (мячи синий, зеленый и красный)
Я буду бросать вам мячики (зеленого, синего или красного цвета) вы должны назвать слово, которое начинается соответственно на согласный звук мягкий, согласный звук твердый или гласный звук.
II. Работа за столами.
Игры со звуками
1. Игра «Потерялись животные»
Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
2. Поставьте букву, которая есть в названии предметов
3. Игра: «Найди пару»
4. Упражнять в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твердости-мягкости.
5. «Собери слова в цепочку»
Выделять первый и последний звук в словах.
Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
(картинки на доске)
Лев – волк – кабан – носорог – голуби – индюк – кукушка – аист – тигр
6. Игра «Лесная полянка» (звуковая линейка, ёлочка)
Ёлочки опускаются на необходимое место звука в слове.
(В начале, в середине и в конце слова)
Звук А – Арбуз, бАнАн, сливА
Звук У – Утка, кУрица, какадУ
Звук И – Индюк, курИца, гусИ
Звук Л– Лось, воЛк, воЛ
Звук К – Кабан, белКа, суслиК
7. «Каждый звук в своем окошке»
Количество звуков в слове равно количеству окошек в домике. Необходимо назвать изображенное на картинке животное или птицу и определить, в каком окошке живет каждый звук этого слова. Звуки называются по порядку (первый звук живет в первом окошке слева и т. д.).
8. «Какое слово хотел написать художник»
Упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.
9. «От буквы к слову»
На столах кассы и карточки с изображениями различных предметов. Составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Напечатать слово на листе бумаги
Слон – сова, лук, обруч, ножницы.
ЛИСА – лист, ива, санки, арбуз.
ВОЛК – воробей, окно, лук, колесо.
В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картинку.
Заяц – зонт, апельсин, яблоко, цапля
Белка – бинт – ель – ландыш – кукла – арбуз
Тигр – телевизор – иволга – груша – ракета
Картинки на доске. (Лиса, слон, волк белка, заяц, тигр.)
Назови лишний предмет. И почему?
Правила игры можно усложнить. Используем для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие).
А затем отвечают на ряд вопросов:
Сколько в составленном слове слогов?
Сколько в слове гласных звуков?
Сколько в слове согласных звуков?
III. Деление слов на слоги
1. «Веселые вагончики» Мы будем перевозить мебель.
«Ты на слово посмотри и на слоги раздели».
В первом вагоне везем мебель (слова с 1-м слогом)
Стул, стол, шкаф
Во втором вагоне везем предметы (слова с 2-мя слогами)
Диван, комод, кресло, трюмо, кровать
В третьем вагоне везем мебель (слова с 3-мя слогами)
Тумбочка, вешалка,
2. «Рассели друзей по домикам»
По тематике. Животные дикие.
«Ты на слово посмотри и на слоги раздели».
3. «Назвать слово на заданный слог»
Игра с мячом. «Мяч верни, слово назови».
На любую лексическую тему.
Домашние животные:
КО – корова, коза, конь, кошка, котенок, ЛО- лошадь, СО - собака
ТЕ –теленок, ПО- поросенок, ЖЕ- жеребенок, ЩЕ- щенок
4. «Слово рассыпалось» (карточки слогов)
Составить слово из заданных слогов. (На любую лексическую тему).
На поляне лежат карточки надо собрать слово.
Овощи: ка-пус-та, ка-ба-чок, тык-ва, мор-ковь…
Фрукты: гру-ша, сли-ва, ба-нан, ли-мон, а-пель-син….
Ягода: ма-ли-на, ка-ли-на, ря-би-на….
Составляем слово из предложенных слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров, цветов, листьев и т. д.
7. Игра «Отгадай ребус»
Выделять первый слог из слова и составлять слова из слогов.
Предлагаются карточки, на которых по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первый слог, а затем из слогов сложить слово, например: собака, вагон – СОВА
Картинный материал для игры.
Голуби, радуга – гора
Липа, сани – лиса
Косынка, заяц – коза
Колобок, марка – комар
корова, сапоги - коса
Карандаш, банка - кабан
Луна, панама - лупа
Ноты, гиря – ноги
Ваза, тарелка – вата
Дорога, малина – дома
Пирог, лаваш - пила
Ромашка, замок - роза
8. Игра «Зашифрованное слово»
Упражнять детей в преобразовании новых слов, развивать мыслительные операции.
9. Игра «Ребусы
Итог. Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого практикума. Благодарю родителей за участие в практикуме и раздаю буклеты по звуко-буквенному анализу слов.