Елена Шмакова
Практикум-семинар для педагогов «Технологии критического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии развития критического мышления в ДОУ
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.
Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трё х этапов:
1 - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
2 – осмысление содержания (получение новой информации)
3– рефлексия (рождение нового знания)
Приёмы развития критического мышления :
• Верные и неверные утверждения
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка, цитата
• Корзина идей и многое другое
Кластера
Скрайбинг
Кубик
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.
В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Но некоторые приемы, особенно при соединении с экспериментированием, вполне возможно использовать с дошкольниками. Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов.
Подробнее давайте с вами остановимся на некоторых игровых технологиях, которые можно применять в своей деятельности.
Приём «Кубик»
Цель: активация мыслительной деятельности детей, учить анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Каждая сторона кубика несё т вопрос: Что это? На что похоже? Как это делают? Для чего используют? За и против (положительное и отрицательное)
Например, Кубик. Тема «Спички»
Спички : Похожи на палочки, Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера, Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу, Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
Приём «Синквейн»
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, развивать умение детей кратко и точно излагать свои мысли на заданную тему
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)
3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)
4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме
5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
Синквейн по рассказу Н. Н. Носова «Заплатка»
Штаны
Замечательные зелёные
Полез зацепился порвал
Сам порвал – сам зашей
Одежда
Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Гимн – государственный, торжественный, – славит, волнует, звучит – главная песня страны – Похвала!
Примеры синквейнов-загадок:
1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)
Прием «Логические цепочки»
Развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.
Приём «Кластер»
Цели:
1. Он служит для стимулирования познавательной деятельности дошкольников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
2. Кластера позволяет структурировать учебный материал.
3. Метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Алгоритм составления кластера
1. Кластер оформляется в виде модели планеты со спутниками.
2. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями (слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы)
3. Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Технология скрайбинг — (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг — это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии — речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги).выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все -таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску
А если есть картинки, с помощью которых ребенок может легко пересказать рассказ? Я предлагаю вам самим попробовать с помощью картинок пересказать рассказ.
Предлагается рассказ «Лето»
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем.
(педагоги слушают рассказ, а затем с помощью картинок кто-нибудь из них один пересказывает, используя магнитную доску).
- Какой это был скрайбинг? (магнитный, когда готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску).
Аппликационный скрайбинг
Можно заучивать стихи с помощью аппликационного,скрайбинга.
Мишка лапти надевал,
Надевал и горевал:
- Здесь один, а где второй?
Правый лапоть мой с дырой
Заглянул медведь под стол
И пропажу там нашел.
Стало лаптя 2 опять,
Можно по лесу гулять.
(Предлагается на произвольный фон накладывать или наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).
Рисованный скрайбинг
«Галка» по Л. Толстому предлагается послушать рассказ, зарисовать его и проговорить.
Толстой Лев Николаевич
«Хотела галка пить»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
-Посмотрим, как вы зарисовали этот рассказ.
Таким способом можно учим стихи с детьми. И многим детям несложно их запомнить.
- Как вы думаете, когда ребенок быстрее сможет запомнить? Правильно, с помощью зарисовок или картинок.
- Следующее задание нарисовать песенку «Маленькой елочке холодно зимой» (показ).
- Какой это вид скрайбинга? (Рисованный скрайбинг, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ).
Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение «Осень в парке» Винокурова
Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарки
Бусы красные рябинке
Фартук розовый осинке
Зонтик желтый тополям
Фрукты осень дарит нам!
(Педагогам предлагаются на выбор материалы для рисованногоскрайбинга).
Отгадайте, про что эта загадка?
Советы, которые помогут развить критическое мышление у детей :
*В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если., то. ".
*Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
*Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
* Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
*Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
*Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
*Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»