Волкова Ирина Николаевна
Практикум по русскому языку «Причастие и деепричастие» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум по теме : Причастие и деепричастие (7 класс)
Цели:
1. Проверить знания правописания причастий и деепричастий; умения выделять на письме причастный и деепричастный оборот, выполнять морфологический и словообразовательный разбор причастий и деепричастий.
2. Обогащать словарный запас лексикой поэтического характера.
3. Воспитать посредством поэзии любовь к миру природы, умение видеть прекрасное
Темочки:
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Семинар, практикум
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Примечание: Дидактический материал к уроку - стихи из сборника «Летние часы» Владимира Николаевича Дворянскова,ульяновского поэта, автора книг поэзии и прозы, Лауреата областной премии Ленинского комсомола, члена Союза писателей России.
Эпиграф
"Для него (В. Дворянскова) в природе существует всего немного милых его сердцу и вечных понятий: небо, лес, речка, поле, дорога, трава. И он умеет в них уловить сокровенную музыку, извлечь ее посредством точного слова". Е. Мельников
.
1. Списать, графически выделить причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
1) Пр. вода над полем, словно сети,
Ловят птиц стр. мящихся на юг.
2) Ветер раздувает у р. бины
Уг. льки зажатые в горсти.
Речка дремл. т (не) вздымая тины
Сесть бы в лодку и грести, грести.
3) От лесов вдали св. чение,
Листья падают г. ря.
4) Ведь в ясный полдень с вьющ. йся
Над полем перепаха. ым тропинк.
Вдали
Виднеются не просто п. утинки,-
А с. дина пробилась у земли.
2. Составить схемы предложений (знаки препинания не расставлены).
1) Потухли зори
Отметив утро и закат.
2) И листья опадающие с веток
Шуршат в ногах, как будто на ветру.
3) Не тратя ни минутки
Забыв про уйму дел
Я ночью на попутке
Домой к себе летел.
4) Вдоль клёнов берёзок и елок
Вдоль речки впадающей в сон
Бежит извиваясь просёлок
То в гору, то вновь под уклон.
3. Списать, графически обозначить условия выбора вставленных орфограмм.
Расставить недостающие знаки препинания.
1) Журчит река невнятнее и тише
Морозами захваче…ая в плен.
2) Дрожит отяжелевш. мокрый лист
Стучит в саду (не) запертая дверца.
3) И выглянет принцесса
В прота. ый глазок:
Не едет ли из леса
Серебря. ый возок.
4) Ромашки на полянах, как веснушки,
Рассыпа. ы по склонам у реки.
5) И летели прощальные марши
С теплоходов отчаливших в путь
И молчали груж. ые баржи,
И в волну от тяжёлой поклажи
Каждый раз ос. дали по грудь.
6) Белеют голубые ели.
Они все за ночь пос. дели.
От дум (не) высказа. ых нам.
7) Звёзды выплывут мигая
Косы остры от росы.
И звенят (не) умолкая
В травах летние часы.
4. Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов, указанных выше.
5. Выполнить синтаксический разбор предложений (знаки препинания не расставлены).
1) Промчится на рассвете поезд
Неся в окошках ранний свет.
2) Я видел дом с окошками на зори
Стоящий над рекой на косогоре.
Дополнительные задания: Определить средства выразительности, используемые в поэтических строках, указав по два примера: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.
ПРИМЕЧАНИЕ: Проверочная работа для учащихся 7 класса. Объём работы рассчитан на два часа.