Пиминова Светлана
Развитие эмоциональной выразительности речи дошкольников посредством элементов театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим опытом и представить вашему вниманию практикум по теме «Развитие эмоциональной выразительности речи дошкольников посредством элементов театрализации.
Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.
Публикация «Развитие эмоциональной выразительности речи дошкольников посредством элементов театрализации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых людей. Я думаю, каждый из вас может отметить в своей группе таких детей. Даже в младшем возрасте их можно заметить, они часто наиболее ранимые, плаксивые. Проблема развития эмоциональной выразительности речи очень актуальна в наше время. Очень много замкнутых, не умеющих правильно изъяснится детей, объяснить свои чувства, переживания, боящихся пойти на контакт
Необходимо создание условий, в которых ребенок будет проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь посторонних. В этом помогает театрализация. Образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, делать выводы, обобщения. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. Театрализованная деятельность помогает решать какие-либо ситуации от лица какого-то персонажа, что в дальнейшем помогает спроецировать это на себя преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
На театрализованных занятиях или занятиях с влючением театрализованной деятельности можно решать следующие задачи:
– создать условия для диалога детей друг с другом;
– стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
– создать условия для возможности детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики;
– способствовать обогащанию и активизации словаря детей;
– способствовать созданию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
– Создать условия для развивать речевого аппарата детей и совершенствования интонационной выразительности;
– формировать правильное звукопроизношение.
Хочу познакомить вас с некоторыми элементами театрализованной деятельности, которые можно использовать практически во всех областях театрализованной деятельности.
1. Использование приветствий умение выразить свои эмоции, пофантазировать.
• Например, предложить детям поприветствовать друг друга различными способами: Посмотрите на меня, как можно передать «приветствие».
( Молча показываю: кивнуть головой, пожать руку, помахать рукой, обняться, дать пять).
• Сюрпризный момент, но не материальный, а воображаемый. Например сказать детям, чтобы они представили, что у вас в руках маленький котенок, которого вы им всем дадите подержать, что ему очень одиноко и тоскливо без друзей. Важно! Как каждый ребенок возьмет котенка, как пожалеет, что сможет ему предложить. В итоге можно дать ему герою имя и оставить на протяжении всего занятия.
«Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова!» (воспитатель передает воображаемого котенка).
• А сейчас мы с вами поиграем в игру «Представьте себе». Ребята представьте, что у вас в руках волшебное яблоко, яблоко большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете - сладкое.
2. Рассказываем скороговорки или чистоговорки используя различные эмоции. Можно применить смайлики с эмоциями, какая эмоция кому достанется.
(таким образом, мы работаем и над звукопроизношением и над умением изобразить ту или иную эмоцию)
3. Использование логоритмики и музыкальных разминок с элементами театрализованной деятельности.
Например: песенка «По лесам по полям синий трактор едет к нам у него в прицепе кто-то песенки поет» (для малышей, изображение персонажей коза, корова, звукоподражание)
«Лоскутное одеяльце» к лоскуточку лоскуток одеяльце сшили, и морозною зимой зайку мы укрыли. Холодно тебе заинька. (Мышку. Холодно тебе мышенька. ДДДД. Не мерзни. Мишку. ДДДД. Холодно медведю, укроем его. Лисичку мы укрыли. ДДД)
4. Просмотр сказки. Или чтение с использыванием мультимедийных презентаций. Обсудить и выделить характерные черты, присущие каждому из героев (показ отдельно каждого героя сказки с присущим им интонационным разнообразием, мимикой и жестикуляцией). Поэтапное заучивание ролей.
4. Драматизация сказки с включением в её содержание самых разнообразных видов игр на развитие речи.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть, как в процессе театрализации можно работать над развитием эмоциональной выразительности речи.
Мы попробуем разыграть сказку Сутеева «Под грибом».
Для начала мы определим роли помощью карточек с персонажами, мне нужна помощь 5 человек.
(Раздача ролей. Карточки лежат на столе, участники выбирают себе роль)
Вед: Дорогие участники в процессе театрализации вы должны эмоционально произносить свои слова, появляющиеся на экране, а также обыграть эмоции своего персонажа.
Но сначала давайте потренируем свою дикцию с помощью скороговорок (развиваем речевой аппарат)
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Саша сама — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите - восторгом!
Вы скажите - робко!
Вы скажите хитро!
Вы скажите с испугом!
Замечательно!
Итак, приступим к сказке:
Сказка Сутеева «Под грибом» .
Как-то застал Муравья сильный дождь.
- и думает: Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. Песенки поет: ля-ля-ля-ля. Дождь не страшен мне друзья (спеть с опасением). А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползё т к грибу мокрая Бабочка: и просит его (слезно)
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок!
Промокла я - лететь не могу! ( плачет: хнык-хнык-хнык-хнык)
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей.
- Я один тут кое-как уместился.
- ну ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт…
А чтобы звери не скучали грибок придумал им задание:
Рассказать скороговорку с различными интонациями: От топота копыт пыль по полю летит. (Вы скажите - восторгом!
Вы скажите - робко!
Вы скажите хитро!
Вы скажите с испугом)
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок!
Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим?
Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки!
Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место.
Тут грибок увидел сколько животных под ним прячется и решил новое задание им дать, чтобы дождик переждать веселее было.
(упражнение на развитие интонационной выразительности) Игра «Спуск с горы». Цель игры: учить детей изменять силу голоса. Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите!
За мной Лиса гонится.
- Жалко Зайца, - говорит Муравей.
- Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!
Животные поняли, что заяц в опасности и обратились к грибу за помощью. Хорошо, гриб дал им новое задание: давайте все вместе споем псенку и напугаем лису сказал гриб.
(Игровое упражнение на формирование высказываний) (Дети стоят вокруг педагога. Педагог читает стихи. Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.) В весенний ясный, тёплый день На голый лес упала тень. Охватил зайчонка страх – Ах, ах, ах: – рыжая плутовка завелась в лесах– Ах, ах, ах! Убегайте все быстрей –Эй, эй, эй! Берегитесь злых когтей – Эй, эй, эй! Где лисица, там беда – Да, да, да! Острый клык – не ерунда – Да, да, да! Как в огромный барабан – Бан, бан, бан! Полетел сигнал тревоги над землёй (Дети разбегаются по группе и прячутся) Уноси скорее ноги – Ой, ой, ой!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.