Банникова
Практикум «Введение в сказкотерапию. Применение сказкотерапии и песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Введение в сказкотерапию. Применение сказкотерапии и песочной терапии»
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. Содержание требований ФГОС ДО включает в себя все основные требования дошкольного образования. Прежде всего, обеспечение условий, возможностей для полноценного проживания каждым ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного). Для того, чтобы случилось полноценное проживание ребенком каждого возрастного этапа, взрослый, находящийся с ребенком обязан понимать особенности каждого возраста. Основной линией развития способности ребенка старшего дошкольного возраста является переход от бессознательного непроизвольного аффективного реагирования на внешние раздражители в раннем возрасте к сознательному пониманию социальных эмоций и чувств других людей, произвольному выражению ребенком многообразия доступных ему переживаний к концу дошкольного возраста. К основным достижениям в развитии способности к пониманию и воспроизведению собственных чувств и эмоций у детей к концу дошкольного возраста можно отнести: 1) изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок усваивает «язык» чувств: учится с помощью взглядов, жестов, мимики, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания; 2) ребенок может словами объяснить собственное состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены, т. к. понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся в дошкольном возрасте на стадии формирования; 3) ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств., т. е. начинает понимать как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом основным направлением психики ребёнка в старшем дошкольном возрасте является переход от непроизвольного в произвольный характер управления своими эмоциями и чувствами. Происходит развитие собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большем богатстве интонации, оттенков мимики. Характерной особенностью является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Важно обращать внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, важно обратить внимание на формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми. ФГОС ДО подчеркивает, что необходимо каждому ребенку, учитывая именно его особенности развития, обеспечить возможность обогащения (амплификации) развития. Педагогу важно понимать, что опираясь на имеющийся опыт ребенка, его достижения в развитии, необходимо на основе партнерского взаимодействия, в активной со стороны ребенка, совместной деятельности позволить ему на протяжении всего дня открывать новые горизонты познания, чувствовать этот мир, его оттенки, понимать собственные состояния, настроения, учиться созидать. Игра с песком один из способов развития и самотерапии ребенка. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. На мой взгляд на психотерапевтическая песочница - довольно яркое и эффективное решение этой проблемы. Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на песчаный берег, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. В песочных картинах есть один важнейший ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ему предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Итак, что же такое «Песочная терапия»? В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира. В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д. Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни. В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, Грабенко Татьяна Михайловна (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии). В нашем дошкольном учреждении мы активно используем песочную терапию для развития детей. Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Цели песочной терапией • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность • Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений • Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению • Дифференциация, автоматизация звуков. • Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства • Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии • Снижение психофизического напряжения • Актуализация эмоций Задачи песочной терапии Образовательные : • Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета • Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера • Обучать специальным движениям и их выполнение детьми • Учить выстраивать композиции на песке по образцу • Закреплять представления об окружающем мире Развивающие: • Развивать психические процессы (внимание, память) • Развивать логическое мышление • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику • Развивать умение действовать по инструкции • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности Воспитательные: • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми • Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности • Воспитывать слуховое внимание и память • Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации • «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке Методы и приемы песочной терапии, используемых в работе: • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения; • И г р о в а я д е я т е л ь н о с т ь (о б ы г р ы в а н и е с и т у а ц и й («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации); • С л о в е с н ы е м е т о д ы - б е с е д ы, р а с с к а з педагога, ч т е н и е произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки); • Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) Формы проведения занятий • Индивидуальная • Групповая • В парах Виды игр на песке • Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность • Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим. • Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. • Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение. Оборудование «песочной терапии» Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы с о о т в е т с т в у е т о б ъ е м у п о л я з р и т е л ь н о г о восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Внутренняя часть ящика выкрашена в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. Песок разный по структуре, по цвету, по наличию или отсутствию воды песок вызывает совершенно разные эмоции, ощущения, чувства. Желательно иметь разный песок, в зависимости от того, какой песок используется, мокрый или сухой; чувства которые возникают при контакте с ним различны. Сухой песок – нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, он напоминает о вечности, бесконечности бытия. Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качества земли и ему можно придать форму. Мокрый песок позволяет “двигаться вглубь или взбираться вверх”. В песочной терапии песок “заземляет” старую, негативную, “проблемную” энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни.» Набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля). Коллекция миниатюрных объектов • животные, обитающие во всех природных зонах • птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры. • насекомые - бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики. • обитатели морей и океанов. • фигурки, изображающие людей разных профессий. • дома: жилища разных народов. • фигурки, изображающие всевозможный транспорт • деревья и растения (можно использовать настоящие растения). Организация игрового процесса песочной терапии в контексте сказкотерапии проходит в несколько этапов. Первый этап — Ритуал «входа» в Песочную страну Для входа в «Песочную страну» я часто использую такой стишок. В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди Песочный принц, приди! Звучит музыка. Педагог берет в руки игрушку — Песочного принца. (Песочная фея, Хранитель песка и т. д.) Второй этап —знакомство с правилами игр на песке. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются. Я вместе с детьми повторяю стихотворение на каждом занятии со слов «Здесь нельзя.» Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Можно строить и творить; Горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, Ничего не разорять! Это мирная страна Дети, поняли меня? Третий этап — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Четвертый этап — завершение занятия, ритуал выхода. Ритуал «выхода» из Песочной страны Завершая занятие я обычно произношу следующие слова. Педагог: Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, и все, чему мы научились! Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Игры с песком, которые мы проводим в процессе занятий. Песочный телеграф Цель :, обучать переводу тактильных ощущений в знаки. Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего участника геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется. Игра «Найди отличие». (Развитие внимания) Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями. «Отпечатки» Дети делают отпечатки на сухом и мокром песке, затем сравнивают. «Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки. «Секретик» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий. «Чьи это следы?» На песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов. Рисунки и узоры на песке. С помощью палочки и разноцветных бусин, стекляшек, ракушек можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины, развивая творческое воображение ребенка. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). «Победитель злости» С помощью песка и клея можно создавать прекрасные аппликации. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками