Мира Вербова
Практикум для воспитателей «Разучивание подвижных игр с детьми дошкольного возраста»
Практикум для воспитателей
«Разучивание подвижных игр с детьми дошкольного возраста»
Цель:
Создать условия для воспитателей по ознакомлению с приёмами организации подвижных игр с детьми, их значимостью для физического развития детей.
Задачи:
1. Научить методам и приёмам проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Публикация «Практикум для воспитателей „Разучивание подвижных игр с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. На примере одной подвижной игры показать вариации усложнения по возрастам.
3. В процессе практического занятия показать важность подвижной игры для воспитания физических качеств у детей: силы, ловкости, выносливости, внимания, выдержки и т. д.
Ход:
1. - Скажите, пожалуйста, для чего мы проводим с детьми подвижные игры?
С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.
В дошкольном возрасте, играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. Воспитываются такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, приучает играть дружно, уступать друг другу.
Благодаря многообразию содержания подвижная игра помогает детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ, укрепление и оздоровление организма детей.
2. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации:
Сюжетные и подражательные - построенные на основе имеющихся у детей представлений и знаний об окружающей жизни, о профессиях (летчик, шофер, пожарный и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, повадках животных и птиц. («Воробушки и автомобиль», «Пожарные на учениях», «Самолеты», «Зайцы и волк», Мыши в кладовой», идр.
Бессюжетные – в них нет образов, которым дети подражают. В основе игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами( «Ловишки», «Не опоздай», «Найди свой цвет»).
Игровые упражнения – методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в ворота», «Сбей кеглю» и др.)
Игры – забавы – проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требующее от участников двигательных умений, ловкости, сноровки («Бег в мешках», «Напои лошадку» и др.)
Игры-эстафеты – игры, носящие соревновательный характер («Перемени предмет», «Мяч-капитану», «Встречные перебежки» и др.)
Классификация игр по основным движениям:
Игры с бегом («Ловишки» – все варианты, «Два Мороза», «»Карусель»)
Игры с метанием («Гуси-лебеди», «Охотник и зайцы»0
Игры с прыжками («Волк во рву», «Птички в гнездышках»)
Игры с лазанием («Перелет птиц», «Не оставайся на полу»,
Игры с разнообразными движениями («Чье звено скорее построится», «Зайка серый умывается»)
По степени подвижности. (игры высокой, средней и малой подвижности)
3. Предлагаю обыграть игру «Воробушки и кот» в разных возрастных группах :
1 мл. гр. кот – игрушка или персонаж кукольного театра на руке воспитателя.
2 мл. гр. Маска кота сначала на воспитателе, затем на ребенке. Бег врассыпную, на стульчики.
Ср. гр. Водящий – ребенок, бег врассыпную, затем по сигналу каждый в свой домик (гнездышко).
Ст., подг. гр. Выбор водящего считалкой, воробушки спрыгивают с высоты (лесенки, скамейки) и забираются на высоту.
4. Отгадать подвижную игру по описанию.
• Эта игра – наглядный пример воспитания культурно-гигиенических навыков (Зайка серый умывается)
• Отражение катаклизмов метеорологических условий в названии этой игры «Солнышко и дождик)
• Представители младшего поколения запасаются дарами природы (У медведя во бору)
• В названии этой игры ярко выражен пример проявления хитрости, лести и коварства (Хитрая лиса)
• Представители одной чисто мужской профессии готовятся к выполнению своих непосредственных обязанностей (Пожарные на учениях)
• В названии этой игры скрыта голубая мечта российских автолюбителей (По ровненькой дорожке)
5. Практическая часть
П/И «СОРОКОНОЖКИ»
П/И «БЕЙ БАРАБАН»
ИГРА-ЭСТАФЕТА «ВСТРЕЧНЫЕ ПЕРЕБЕЖКИ»
6. Памятка для воспитателей по планированию подвижных игр.
Подвижные игры в календарном плане представлены как обязательный элемент физкультурных занятий и прогулок (еженедельно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных подвижных игр, а 4-5, каждая из игр повторяется 3-4 раза. На каждую неделю обязательно надо запланировать новую игру. В основном планируются знакомые игры. Для того чтобы повторение способствовало закреплению двигательных умений и навыков, а интерес к играм не снижался, их следует усложнять и разнообразить. В основе варьирования лежат конкретные программные задачи по обучению движениям на данный отрезок времени. При этом учитываются особенности и возможности возраста детей, а также объективные факторы – время года, место, где расположен детский сад, и др.
При составлении плана надо позаботиться о том, чтобы подвижные игры на прогулке хорошо сочетались по содержанию с другими организационными формами. Важно, например, чтобы основное движение, входящее в игру, не повторялось в индивидуальной работе во время одной прогулки. Подбирая игру, надо учитывать также предшествующую нагрузку. ’Гак, после физкультурного занятия на прогулку подбираются игры малой подвижности – хороводы, игры с дидактическими задачами типа “Найди и промолчи”, а также игры-аттракционы, которые, как известно, имеют зрелищный эффект и участниками которых является небольшое число детей.