МААМ-картинки

Практикум для родителей «Развиваем способности детей»

Ольга Кувшинова
Практикум для родителей «Развиваем способности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум для родителей : «Развиваем способности детей»

… Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее.

Л. С. Выготский

Цель:

Активизировать деятельность родителей по формированию и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать способности детей через их игровое взаимодействие с родителями.

Публикация «Практикум для родителей „Развиваем способности детей“» размещена в разделах

2. Обогатить и систематизировать знания и практические умения родителей об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.

3. Продолжать формировать представления родителей о необходимости развития в детях творческого потенциала.

Материал и оборудование: мультимедиа, маркеры, листы А-4.

Ведущий: педагог – психолог.

Ход практикума : Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному человеку проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике, четвертый легко осваивает музыкальный инструмент, пятый без труда сочиняет стихи…Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность. В другую сторону - посредственность, бездарь.

Сегодня мы будем говорить о творческих способностях.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии) :

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т. е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);

• любознательность;

• фантастичность;

В настоящее время предлагается разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.

1. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

2. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Ребенку предлагается нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

3. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

Что произойдет….

• если все взрослые на земле станут детьми?

• если из крана польется не вода, а лимонад?

• если животные начнут говорить человеческим голосом?

• если оживут все сказочные герои?

• если люди смогут читать все мысли друг друга?

• Если у тебя вырастут крылья?

• Если постоянно будет зима?

4. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему.

Предложить детям придумать различные истории на тему:

«Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

5. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

- Автобус остановился у светофора;

- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

- Автобус остановился, потому что закончился бензин.

«Из окна выбросили кусочек булки»;

«Мальчик чиркнул спичкой»;

«Мужчина снял шапку»;

«На улице кто – то разбил банку варенья»;

«Садовник поливал клумбу из шланга»;

«Девочка уронила карандаш на пол»;

«Охотник выстрели в воздух».

6. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Ситуация первая.

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? ( варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).

Ситуация вторая.

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. ( Варианты: можно сделать подкоп и т. д.)

Ситуация третья.

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? ( Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)

7. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются.)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

Комментарий.

Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).

Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.

Пример второй.

Предложить ребенку соединить в связный рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

8. Упражнение «Как быть?»

Цель: развитие воображения, мышления.

Инструкция: Реши проблемные ситуации различными способами.

• Как можно укрыться от дождя?

• Как можно перебраться через реку?

• Как можно сообщить новость другу?

• Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?

Педагог – психолог: Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

• Умение вжиться в роль другого человека;

• Критичность;

• Склонность к прогнозам;

• Фантазия;

• Логичность мышления;

• Умение вести споры;

• Навык игры на пианино;

• Стремление находить новое применение известным вещам;

• Тяга к изобретениям.

Комментарий педагога – психолога:

Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

С удовольствием отвечу на ваши воросы

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в старшей группе с участием родителей «Мы играем, способности развиваем» Художественно – эстетическое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.

Консультация для родителей «Развитие ритмической способности у детей» РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. Подготовила воспитатель: Томилова А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности детей раннего возраста» Цель:Оказать практическую помощь родителям в вопросах развития творческих способностях детей 2-3 лет:1 Научить основными приемами лепки.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности и речь у детей раннего возраста» Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.

Развиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возрастаРазвиваем социально-коммуникативные способности детей дошкольного возраста "Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Детская игра, уходящая своими корнями далеко в.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» Цель: Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики. Задачи: • довести до сведения родителей необходимость применения пальчиковых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Развиваем способности детей»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей «Развиваем способности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кувшинова (УИ 702931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД