Ольга Кувшинова
Практикум для родителей «Развиваем способности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей : «Развиваем способности детей»
… Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее.
Л. С. Выготский
Цель:
Активизировать деятельность родителей по формированию и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать способности детей через их игровое взаимодействие с родителями.
Публикация «Практикум для родителей „Развиваем способности детей“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Обогатить и систематизировать знания и практические умения родителей об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.
3. Продолжать формировать представления родителей о необходимости развития в детях творческого потенциала.
Материал и оборудование: мультимедиа, маркеры, листы А-4.
Ведущий: педагог – психолог.
Ход практикума : Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному человеку проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике, четвертый легко осваивает музыкальный инструмент, пятый без труда сочиняет стихи…Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.
Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность. В другую сторону - посредственность, бездарь.
Сегодня мы будем говорить о творческих способностях.
Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.
Критерии творческих способностей
Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии) :
• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т. е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);
• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);
• любознательность;
• фантастичность;
В настоящее время предлагается разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.
1. Фантастическое животное
Цель: развивать умение преобразовывать предмет.
Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?
2. Необыкновенное дерево
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.
Ребенку предлагается нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
3. Фантастические гипотезы
Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.
Что произойдет….
• если все взрослые на земле станут детьми?
• если из крана польется не вода, а лимонад?
• если животные начнут говорить человеческим голосом?
• если оживут все сказочные герои?
• если люди смогут читать все мысли друг друга?
• Если у тебя вырастут крылья?
• Если постоянно будет зима?
4. История старого чайника
Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему.
Предложить детям придумать различные истории на тему:
• «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»
5. Что может произойти?
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.
Пример: «Автобус остановился»;
- Автобус остановился у светофора;
- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;
- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;
- Автобус остановился, потому что закончился бензин.
• «Из окна выбросили кусочек булки»;
• «Мальчик чиркнул спичкой»;
• «Мужчина снял шапку»;
• «На улице кто – то разбил банку варенья»;
• «Садовник поливал клумбу из шланга»;
• «Девочка уронила карандаш на пол»;
• «Охотник выстрели в воздух».
6. Упражнение «Злая волшебница»
Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.
Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…
Ситуация первая.
Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? ( варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).
Ситуация вторая.
Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. ( Варианты: можно сделать подкоп и т. д.)
Ситуация третья.
Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? ( Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)
7. Упражнение «Придумка»
Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.
Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.
Пример первый.
А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.
(Все рисунки обсуждаются.)
Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.
В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?
Комментарий.
Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.
Пример второй.
Предложить ребенку соединить в связный рассказ эти два предложения.
Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.
а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.
Самосвал с грузом задержался в пути.
б) Мама купила конфеты.
Мальчик починил стул.
в) Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.
8. Упражнение «Как быть?»
Цель: развитие воображения, мышления.
Инструкция: Реши проблемные ситуации различными способами.
• Как можно укрыться от дождя?
• Как можно перебраться через реку?
• Как можно сообщить новость другу?
• Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?
Педагог – психолог: Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:
• Умение вжиться в роль другого человека;
• Критичность;
• Склонность к прогнозам;
• Фантазия;
• Логичность мышления;
• Умение вести споры;
• Навык игры на пианино;
• Стремление находить новое применение известным вещам;
• Тяга к изобретениям.
Комментарий педагога – психолога:
Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.
С удовольствием отвечу на ваши воросы
Спасибо за внимание!