Наталья Юрасова
Практикум для родителей «Как организовать игровую деятельность ребёнка»
Цель:
Раскрыть родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка. Рассмотреть правила организации игровой деятельности.
Кажется, очень просто: дал ребёнку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей считают, что чем больше игрушек у детей, тем лучше. Но это не всегда бывает именно так. Сейчас мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни ребёнка, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребёнка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребёнка.
Публикация «Практикум для родителей „Как организовать игровую деятельность ребёнка“» размещена в разделах
Значение игры, её всестороннее влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка она может изменить отношение детей ко всему, поможет родителям включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника, через игру он познаёт мир.
Существуют различные игры: одни развивают мышление и кругозор детей, другие-ловкость и силу, третьи-коммуникативные навыки. Сегодня мы обучимся играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психические качества личности ребёнка.
Все игры требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры :
- Игра должна быть безопасной.
- Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих.
- Внедрение взрослого в мир игры – введение новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не отвлекайте ребёнка, не критикуйте, не прерывайте.
- Не ждите от дошкольника быстрых и замечательных результатов. Самое главное – это то, что вы проводите время вместе с ребёнком.
- Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети-большие фантазёры. Творческая игра так захватывает ребёнка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии.
- Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно (победа, поражение, ничья).
- Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.
Предлагаю вам пополнить копилку игр, в которые вы можете поиграть со своими детьми на прогулке и дома.
«Путаница».
Все встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, участники игры меняют своё положение. Водящий возвращается и старается распутать игроков.
«Пантомима».
Участники игры встают в круг. Каждый по очереди выходит на середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-то действие. Остальные участники должны отгадать, какое действие показано.
«Зеркало движений».
Ведущий играет роль зеркала, остальные ненадолго закрывают глаза. Взрослый молча показывает зеркалу какие-либо действия (или ряд действий). Дети открывают глаза, а ведущий-зеркало подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если более чем у половины детей правильные действия не получаются, выбирают нового ведущего-зеркало.
«Будь внимательным».
Цель: развить устойчивое внимание, научить классифицировать объекты по заданному признаку.
Оборудование: картинки с изображением животных, игрушек, посуды и т. д.
Взрослый показывает различные картинки, а ребёнок должен воспроизвести то действие (подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, которое обозначает заданный признак, свойство или отнесение к данной группе.
Например, можно заранее договориться: если предмет относится к посуде, то ребёнок хлопает в ладоши, если это одежда – подпрыгивает. Варианты действий и картинок тут может быть сколько угодно (подойдут рисунки и вырезки из журналов, газет).
«Домашний боулинг».
Цель: развить координацию и точность движений.
Оборудование: кегли или пустые пластиковые бутылки.
Игра проводится по правилам «взрослого» боулинга. Кегли расставляются в конце комнаты и по очереди бросают в них мяч. Если упали все кегли, то игрок зарабатывает балл. Кто наберёт больше баллов, тот и выиграл. (Каждый балл можно отмечать символом – давать небольшую игрушку, наклейку и т. д.)
«Угадайка».
(на кухне)
Цель: Развить внимание, обоняние, осязание.
Взрослый просит ребёнка отвернуться и на слух определить, что он сейчас делает: переливает воду, откусывает яблоко, трёт морковь. За каждый правильный ответ хвалит ребёнка.
Можно предложить ребёнку с закрытыми глазами определить на вкус кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока.
Затем поменяться ролями, и уж если взрослый ошибается – бурный восторг гарантирован.