Светлана Дворник
Практикум для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе»
Цель. Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осознанию родителями собственной позиции принятия ребенка, сопричастного (эмпатического) взаимодействия с ним.
Проведение практикума.
Публикация «Практикум для родителей „Как я представляю своего ребенка в школе“» размещена в разделах
Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе» и сопоставляют их с рисунком на аналогичную тему, который родители выполнили дома.
Сначала психолог предлагает для рассматривания каждому родителю рисунок своего ребенка :
-Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок становиться взрослее, стать школьником. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее – привлекательным или не очень? Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта, из опыта его общения, оценки его умений другими и оценки самого себя.
Попробуйте почувствовать общую тональность рисунка. Что как бы говорит ребенок о себе, о своих переживаниях, связанных с его будущей школьной жизнью? Это переживания радости, а может быть тревоги, неуверенности или даже страха перед школой? Есть на рисунке ребенка учебники, учитель? Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
Пофантазируйте с учетом содержания сюжета рисунка, что хочет сказать ребенок своим рисунком взрослым – родителям, учителям, воспитателям? – «Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске…», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать, мне страшно войти внутрь школы…», «Мне радостнее возвращаться из школы домой, чем идти в школу» и др.
Далее психолог предлагает родителям рассмотреть их собственный рисунок и сравнить его с рисунком ребенка, ответив себе на вопросы:
- Есть ли сходство в рисунках, в чем оно (по сюжету, по переданному чувству? Чей рисунок получился более оптимистичным – ваш или ребенка? В чем проявился оптимизм?
В ходе рассматривания рисунка психолог задает вопросы:
- Вы нарисовали, каким хотите видеть своего ребенка в школе (ваши ожидания) или каким хотите видеть (ваши опасения?
- Какой образ ребенка у вас получился : положительный или отрицательный? Какой он в вашем представлении как ученик, школьник?
- Что вы, как родитель, можете делать сегодня, чтобы изображенный на вашем рисунке ребенок – школьник становился реальностью? Какими правами и какой ответственностью вы готовы наделить его, что ему позволено и что запрещено? Ведущему встречу важно побуждать высказывать всех родителей, способствуя осознанию ими того, на что сегодня больше похожи его (ее) отношения с ребенком : на отношения сопричастности, сопереживания друг другу или зависимости? Относятся ли родители с доверием к ребенку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе? Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным?
Завершая встречу, посоветовать родителям, придя домой, поговорить с ребенком про его рисунок. Спросить, есть ли он сам на рисунке, пусть покажет, где? Если нет, поинтересоваться, где хотел бы быть? Ребенок может дорисовать рисунок по своему желанию.