светлана нестерова
Практикум для родителей детей 1-ой младшей группы «Поём вместе с мамой».
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей детей 1-ой младшей группы
«ПОЁМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ».
У ребёнка первых двух лет жизни певческая активность проявляется в результате эмоционального общения со взрослым. Её развитие начинается со стимуляции голосовой активности малыша уже с самого рождения и в дальнейшем связано с развитием речи. Мама, используя беби-ток (специфическая речь для общения с младенцем, произнося пестушки, напевая крохе различные мелодии и песенки, даже не подозревает о том, что она оказывает влияние на певческую активность своего малыша. Ребёнок прислушивается к маминому голосу и вскоре начинает вторить ей. Сначала это единичные, короткие вокализации, затем более продолжительные, которые переходят в певучее гуление. Если на этом этапе мама эмоционально подкрепляет голосовую активность малыша, играет со звуком в из его репертуара, пропевает их, чередуя с напеванием мелодий, пестушек, коротких песенок, то завязываются музыкальные переклички: мама и малыш звучат каноном и дуэтом, устраивая целые «концерты». Позднее ребёнок начинает повторять за взрослым отдельные слоги, звукоподражания, слова, а если мама любит петь, то малыш, вторя ей, протяжно произносит, интонирует их. Совместное «пение» мамы и младенца предполагает установление зрительного и телесного контакта (во время игры взрослый может поглаживать малыша, легонько похлопывать, держа за ручку, сажать себе на колени, обнимать и т. д.). Малышу важно видеть лицо взрослого, его выразительную артикуляцию, мимику. Хочется отметить, что самым маленьким детям можно напевать любые песни с выразительной мелодией, не придавая значения их содержанию. Но чем старше ребёнок, тем больше он начинает понимать обращённые к нему слова. Наконец наступает момент, когда текст песни приобретает для него смысл.
Публикация «Практикум для родителей детей 1-ой младшей группы „Поём вместе с мамой“,» размещена в разделах
На втором году жизни у малыша развивается активная речь, и он уже произносит много слов, фраз, коротких предложений. Это очень благодатный период для стимуляции певческой активности, развития элементарных певческих навыков. У ребёнка к двум годам формируются музыкально-слуховые представления (запоминание и воспроизведение мелодии). В этот период можно научить малыша произносить на распев звукоподражания, подпевать отдельные слова, словосочетания, короткие фразы вместе со взрослым и самостоятельно по его просьбе. Певческий аппарат маленького ребёнка ещё далёк от совершенства (певческий диапазон примерно ре-ля первой октавы, поэтому голос малыша во время пения несильный (чего не скажешь о разговорной речи, дыхание слабое, поверхностное. В репертуаре для ребёнка второго года жизни должны быть короткие песни с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами, куплеты слогового пения. Побуждает ребёнка к подпеванию и вызывает у него интерес выделение в песне звукоподражаний и многократное, протяжное их пропевание, например: «Киса поё т: мяу, мяу!» «Как киса поёт?» - «Мяу, мяу!» Но малыш на втором году жизни также с удовольствием будет подпевать, если взрослый поёт мелодичные песни, написанные для более старших детей. Кроха улавливает и воспроизводит направление мелодии. К полутора годам он станет лучше подпевать, если будет стоять рядом с сидящей мамой. Так ребёнку хорошо видно её лицо, мимику. Темп исполнения маме нужно регулировать самой, подстраиваясь вначале под малыша, но стремясь к тому, чтобы вести его за собой. Прежде чем предложить ребёнку петь, маме желательно показать соответствующие картинки, игрушки, обыграть персонажи, о которых поётся в песне, т. е. ребёнок должен максимально понять её содержание. Затем ему поют песню, чтобы сформировать первичные представления о мелодии. Если песня длинная (имеет несколько куплетов, даже несмотря на то, что малыш слышит её в первый раз, он часто включается в пение, не дослушав до конца: он ещё плохо контролирует свои желания, и захлестнувшие эмоции не позволяют ему бездействовать, когда мама поёт. Не нужно прекращать пение и одёргивать его в этот момент. Допойте песню до конца и скажите: «Как хорошо Ваня пел, красиво! Молодец. А теперь послушай, как мама будет петь». Постепенно с развитием механизма саморегуляции малыш станет более терпеливым.
Огромное значение для формирования у маленького ребёнка предпосылок к певческой деятельности имеет культура пения взрослого. Если мама не эмоциональна, не чётко артикулирует звуки, то малыш не понимает её и долго не включается в «пение», а затем и вовсе отказывается от него. Если же мама утрирует произнесение звуков, маленький ребёнок, подражая ей, начинает гримасничать, что приводит к неправильной артикуляции во время пения. Но когда мама найдёт «золотую середину», пение принесёт огромную пользу малышу и станет одним из его любимых занятий.
Игры, о которых я расскажу далее, направлены не только на стимуляцию певческой активности ребё нка: развитие вокализаций, певческого гуления, протяжного повторения звукоподражаний, интонирования лепетных слогов и отдельных слов, многократного подпевания словосочетаний, фраз и коротких предложений. Регулярность их проведения способствует также формированию музыкально-слуховых представлений малыша: воспроизведению ритмического рисунка, акцента, направления мелодии, звуковысотных соотношений. Кроме того, игры положительно влияют на развитие внимания, памяти; со временем они сделают речь малыша более выразительной, эмоционально окрашенной, обогатят её интонационно; разовьют дыхание.