Евгения Куевда
Практико-ориентированный, творческий проект «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Нашему обществу необходим такой человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Публикация «Практико-ориентированный, творческий проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность-это самый увлекательный вид детской деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно, потому связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного, социально - коммуникативного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Дошкольный возраст - сензитивный период, а значит он, наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям и остаётся, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью. Театрализованная игра позволит неуверенному, стеснительному ребёнку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа, позволит преодолеть робость, застенчивость, стать уверенным и успешным. Данный проект будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольников, наполнит их жизнь яркими впечатлениями и радостью творчества.
Значимость проекта в том, что он:
- открывает возможность формирования у детей и родителей устойчивого интереса к различным видам театрального искусства;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- он предполагает погружение ребенка в мир театра.
- в проекте открываются большие возможности в организации совместной практической творческой деятельности детей, педагогов и родителей.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : «Волшебный мир театра».
2. Авторы проекта : Куевда Е. Ю., музыкальный руководитель.
3. Руководитель проекта : Саламатина Г. Д. – заведующий.
4. Кадры: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
5. Вид, тип проекта : групповой, долгосрочный, практико-ориентированный, творческий.
6. Цель, направление деятельности проекта знакомство детей с театральным искусством, народными и авторскими сказками, духовно- нравственными ценностями нашего народа. Народные и авторские сказки, наследие русского народа, театрализованные, игры, представления дают нам неограниченные возможности для творчества, фантазии, социально-коммуникативного, художественно - эстетического развития ребенка.
7. Краткое содержание проекта : накопление информационной базы по
изучаемой проблеме, отражение полученных знаний в совместной деятельности взрослых и детей (театрализованная, музыкальная, социально-коммуникативная, познавательная, речевая)
8. Срок реализации проекта : 1 октября 2017 – 1 июня 2018г.
9. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, педагоги, родители.
10. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в совместной, самостоятельной деятельности)
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: (сбор сведений, накопление материала, подбор и
изучение литературы по теме проекта, формулировка целей и задач проекта,
анализ РППС)
Основной этап (реализация проекта через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности; Создание в группах условий для реализации проекта; деятельность в соответствии с планом проекта)
Итоговый этап - включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Ожидаемые результаты
Воспитанник:
- имеет интеллектуальную, творческую базу для успешного дальнейшего развития индивидуальных способностей; владеет знаниями о театральном искусстве, разных видах театра, русских народных и авторских сказках.
Коммуникативные навыки:
- получает удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремится к такой деятельности;
- способен к конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников;
- испытывает удовольствие, от исполнения выбранной им роли, испытывает положительные эмоции, уверенность, успех после похвалы взрослого и зрительских аплодисментов;
Предпосылки научной деятельности:
- возникает желание знакомится с русскими народными и авторскими сказками;
- способен четко и ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Педагог:
- повышение профессиональной компетентности, развитие педагогического творчества, мастерства.
Родитель:
- активный и заинтересованный партнер и участник педагогического процесса;
Гипотеза:
Театрализованной деятельность благотворно влияет на развитие и здоровье ребенка. Различные виды театрального искусства, а особенно драматизация, благотворно влияют на психофизический статус дошкольников. Разнообразные театрализованные игры, представления способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Цель проекта
Создать условия для развития социально - коммуникативных навыков детей, через творческую активность в театрализованной деятельности детей и взрослых, и приобщение их к миру театрального искусства.
Задачи проекта
- формировать устойчивый интерес к театральному искусству.
- познакомить детей с историей возникновения театра, разными видами театра. авторскими и народными сказками;
- расширять первоначальные представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- систематизировать знания о разных видах театра (кукольный, настольный, пальчиковый и т. д.)
.- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- способствовать формированию у дошкольников эстетического вкуса;
- способствовать профессиональному росту педагогов, стимулированию развития педагогического творчества. /
- способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».
План реализации проекта
«Волшебный мир театра»
Мероприятия
Взаимодействие с родительской общественностью
Познавательное развитие
НОД
- «Мы - зрители» ( Цель: Систематизировать и расширить представления детей о театре,
- «В нашем театре» ( Цель: познакомить с разными видами театров. формировать навыки кукловождения,
- «Наши эмоций» ( Цель: развивать творческое воображение, самостоятельность, умение согласовывать действия в коллективе. Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике)
- «Путешествие в сказку», «В гостях у сказки» ( Цель: упражнять в узнавании сказок по представленным элементам; развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление,
- «Учимся говорить по - разному» ( Цель: развивать интонационную выразительность, интонационный строй речи, коммуникативные способности,
- «Любимые игры и сказки» ( Цель: Показать детям, то каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа).
Просмотр электронных презентаций:
- «Театральная мозайка».
- «Театр-это праздник»
- «В гостях у сказки».
- «Здравствуй, театр»
- «Мы –зрители»
Просмотр видеофильмов о театре :
«Малышам о театре. Что такое театр»
«Наш театр»
«Уроки хороших манер. Идем в театр»
«Там, где живет детство» (фильм о театре кукол)
Просмотр Мультфильма о театре
«История театра»
«Большой театр»
«Путешествие в театр»
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций:
Русские народные и авторские сказки:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Морозко»
«12 месяцев
«Зимовье зверей»
«Снежная королева»
«Муха – цокотуха»
«Золушка»
- Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
- Приглашение к участию.
- Размещение справочной информации на стендах по тематике проекта.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Просмотр родителями и детьми дома сказок- мультфильмов:
«Кошкин дом»».
«Грибок-теремок».
«Три поросенка».
«Волк и семеро козлят»
«12 месяцев»
Чтение родителей с детьми авторских сказок по выбору.
Консультации для родителей: «Театр в жизни детей», «Развитие детей в театрализованной деятельности»
Просмотр серии познавательных мультфильмов о театре
Фиксики (история вещей театра, театр теней)
Изготовление конусного настольного театра,
пальчикового театра (русские народные сказки по выбору родителей и детей).
Речевое развитие
- Тематические занятия «Путешествие в страну сказок», «В готя у»,
- Рассказывание, пересказывание, обыгрывание русских народных сказок с использованием персонажей настольного, кукольного театра.
- Сочинение авторских сказок (совместно со взрослым) «Сказки о зверятах», словотворчество, загадки о сказках, сказочных героях.
- Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Что лишнее?», «Как сказать по - другому?»
- «Собери разные слова из задуманного слова «космос».
- Рассматривание иллюстраций, картинок сказкам, словесное описание образа сказочных героев.
- Беседы о сказках Сочинение собственной сказки (совместно с родителями)
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление афиш-приглашений для детей и сотрудников ДОУ на театральный спектакль.
Слушание музыкальной сказки «Петя и волк»
Слушание и исполнение песен:
- «Что такое доброта»,
- «Песня о сказке»,
- «Песня о дружбе»,
- «Настоящий друг»,
- «Песня о волшебниках»,
- «Приходите в гости к нам».
Конкурс театральных костюмов «Я –актер!».
Изготовление билетов на театрализованные представления, спектакли.
Изготовление атрибутов декораций, костюмов, элементов костюмов.
для оформления театрального представления.
Совместное слушание музыкальных сказок дома
Игровая деятельность
Театрализованные игры :
«Театральная разминка, «Пантомимы», «Превращение предмета», «Угадай героя сказки», «Одно и то же по- разному», «Угадай, что я делаю?». «Я люблю театр», «Хорошо-плохо»
Игры на развитие мимики:
«Ем лимон», «Обиделись», Удивились», «Сердитый дедушка», Тепло-холодно», «Мне грустно», «Радость», «Восторг». «У зеркала», «Ролевая гимностика у зеркала»
Игра- драмматизации_
«Идет кисонька из кухни», «Колобок» и т. д.
- Поиск вместе с родителями информации на тему: «Кукольный театр».
- Создание папки-передвижки «Все о кукольном театре».
- Консультация для родителей «Театрализованные игры дома»
Социально-коммуникативная деятельность
Просмотр театрализованных представлений 2 раза в год (драмтеатр Комиссаржеской)
Показ театрализованных представлений для детей и родителей:
«Зимовье Зверей»
«Сказка придуманная под Новый год»
«Волк и семеро козлят»
«Вместе с Золушкой на бал»
Показ театрализованных представлений детям
1 класса МОУ СОШ № 20:
«Зимовье зверей»
«Сказка придуманная под Новый год»
Посещение и просмотр спектаклей в драмтеатре имени Н. Комиссаржевской.
Домашний театр (показ настольного или кукольного театра) для сестры, брата, бабушки, дедушки, друзей, подруг.
Выводы:
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
2). В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т. д., но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. В проекте приняли участие более 80% родителей.
3). Мы смогли показать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
Иначе говоря, проект “ Волшебный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Используемая в работе с детьми литература и Интернет - ресурсы:
1. Мерзлякова С. И. «Фольклор-музыка-театр»
2. Алянский Ю. «Азбука театра»
3. Буренина А. И. «Театр всевозможного. От игры до спектакля»
4. Поляк Л. «Театр сказок»
5. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду»
6. Маханева Н. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
7. Власенко О. О. "Театр кукол и игрушек»
8. Власенко О. П. «Ребенок в мире сказок