Евгения Малаховская
Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему формирования и развития здоровьесберегающих технологий следует отнести к одной из базовых практик современной жизнедеятельности индивидов, социальных групп в целом. Здоровье становится предметом особого осмысления. В поле внимания в Нашей организации оказываются различные его аспекты: социальная обусловленность, место в структуре ценностей, факторы, способствующие формированию и развитию, а также практики воспитанников и групп, ориентированные на сохранение и поддержание здоровья, включенные в образ жизни.
Публикация «Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление» размещена в разделах
Основной моей целью стал анализ противоречий формирования практик здоровьесбережения дошкольников в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации т. к состояние здоровья воспитаников вызывает сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний. Исследование, проведенное УРГУФК кафедра адаптивной физической культуры показало. «В структуре хронической заболеваемости лидирующие позиции занимают болезни костно-мышечной системы (23,3 %, болезни глаза и придаточного аппарата (17 %, пищеварительной системы (12,9 %)»
Заболевания отчасти выступают следствием слабого развития здоровьесберегающих практик, формируемых в дошкольном возрасте.
Кроме того, прочитав различную литературу на эту тему ___ Н. А. Головина и С. Н. Малафеева, исследуя младших школьников: «Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, обучающиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем»
Здоровьесберегающие практики – это устойчивые и воспроизводимые действия и взаимодействия факторов (детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, становление здорового образа жизни.
В концептуальной модели исследования они представляют собой систему
1 .санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических и
физкультурно-оздоровительных практик,
особенности каждой из которых раскрою ниже.
Санитарно-гигиенические практики. В ходе исследования были выделены две базовые составляющие санитарно-гигиенических практик : режим дня и личная гигиена.
Исследования ученых показывает, что в структуре свободного времяпрепровождения семьи отсутствуют здоровьесберегающие практики, и дети вынуждены либо включаться в деятельность родителей (просмотр телевизора, посещение магазинов, кафе, либо формировать собственную систему действий (компьютерные игры). В ходе беседы дети прокомментировали режим дня в выходные и праздничные дни в семье следующим образом: «… в выходные весь день за компьютером играю» «… смотрю телевизор допоздна», «… хожу с мамой и папой в кафе, ем картошку фри с кока-колой…». Родители не включают в свой образ жизни совместные действия с детьми, направленные на укрепление и развитие их здоровья. Привычная «детсадовская» структура образа жизни дошкольников в семье меняется, что влечет за собой противоречия в усвоении моделей здоровьесберегающих практик. Если в дошкольной образовательной организации существует утвержденный распорядок дня, а одной из базовых его функций выступает сохранение и развитие здоровья ребенка, то в семье режим дня нарушается, а здоровье ребенка вызывает опасения родителей лишь в случае болезни.
Основным элементом личной гигиены является уход за телом. Опрошенные автором родители были единодушны, утверждая, что дети соблюдают личную гигиену, при этом все респонденты заметили, что у ребенка имеется собственное спальное место, личное полотенце и столовые предметы (чашка, тарелка). Кроме того, 95 % родителей отмечают, что ребенок моет руки перед едой, после возвращения с улицы/посещения туалета; 90 % – умывается и чистит зубы дважды в день; 55 % – самостоятельно переодевается в домашнюю одежду после прихода с улицы; 35 % – прибирается в комнате; 5 % – пользуется носовым платком. Дети-дошкольники в силу возрастных особенностей (наблюдательность, любознательность, потребность в самостоятельных действиях) достаточно быстро и легко способны принять и воспроизвести нормы личной гигиены в повседневных практиках. Эти особенности ребенка активно используются педагогами в дошкольных образовательных организациях. К числу способов трансляции и закрепления гигиенических навыков педагогическая общность отнесла как систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, так и обучение и показ, а также различные упражнения, направленные на выполнение гигиенических действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. «В играх дети не только учатся правильно одеваться, но, и усваивают алгоритм – очередность одевания тех или иных предметов одежды».
Таким образом, ребенок успешно осваивает и воспроизводит практики ухода за телом, но и практикует соблюдения режима дня как рационального суточного режима. Но зачастую в семье эта практика нарушается. Родители, что бы сэкономить время сами одевают ребёнка.
Лечебно-профилактические практики. Наибольшая часть родителей использует пассивный инструмент профилактической направленности – прием витаминов (60 %). Данный механизм не требует значительных усилий и действий со стороны индивидов, этот способ достаточно прост в использовании. Единственный ресурс, который требуется, небольшие финансовые средства.
Рациональное регулярное питание способствует развитию и жизнедеятельности человеческого организма, улучшению здоровья и профилактике заболеваний. Только каждый третий родитель отметил, что использует этот инструмент в своей повседневной практике. Высокая занятость, увеличивающиеся нагрузки на организм человека, возрастающий темп жизни становятся препятствиями для рационального регулярного питания. Чашка кофе утром, обед «на ходу» и обильный плотный ужин поздним вечером – это, пожалуй, образец режима и структуры питания современного работающего индивида. Пример родителей становится основой для подражания и для ребенка.
Посещение врачей выступает для родителей настоящей проблемой. Это связано с организацией приема и доступностью медицинской помощи в поликлинических учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования (трудности с получением талона на прием и очереди к врачу и при получении процедур, обследовании). Отсюда вполне разумным выглядит желание обратиться к практикам самолечения либо вообще отказаться от лечения по принципу «само пройдет». Несмотря на проблемы и трудности в системе медицинского обслуживания, актуализация практики самолечения может привести к осложнениям и дальнейшим неблагоприятным последствиям для организма.
Физкультурно-оздоровительные практики. Занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении проходят 2-3 раза в неделю. Почти во всех детских организациях, как правило, имеется собственный оборудованный зал для таких занятий. Они проходят в игровой форме с музыкальным сопровождением. Для старшей и подготовительной групп используются эстафеты с преодолением препятствий. Наряду с физкультурными занятиями проводятся утренняя гимнастика в группах, в перерывах между учебными занятиями – физкультурные пятиминутки.
Воспроизводятся ли подобные практики в семье? Результаты опроса родительской общественности показывают, что родители не включают детей в собственные физкультурно-оздоровительные практики. Речь идет о том, что взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием и т. п., не привлекая детей к данным видам деятельности. Ребенок за пределами дошкольного образовательного учреждения оказывается в ситуации эксклюзии из системы физкультурно-оздоровительной деятельности. Вместе с тем, родители отмечают, что в свободное время играют с детьми. 45 % родителей играют со своими детьми в интеллектуальные игры, каждый четвертый – в настольные игры. Отмеченные виды игр можно охарактеризовать как пассивные, не требующие от ребенка физической активности. Сюжетно-ролевые игры также не требуют от дошкольника серьезных физических нагрузок, в отличие от подвижных игр, в которые играют с детьми лишь 5 % опрошенных родителей. Каждый десятый родитель не принимает участие в играх со своим ребенком. Инициатором игр, как правило, выступает сам ребенок, лишь 15 % опрошенных отметили себя в качестве организатора игровой деятельности.
Одним из механизмов решения проблемы выступают совместные мероприятия с родителями, проводимые педагогами дошкольных образовательных организаций, в которых родительская общественность принимает деятельное участие. Родители, став не зрителями, а участниками мероприятий, повышают уровень грамотности и информированности в области физического развития и воспитания собственных детей. Кроме того, совместные мероприятия ведут к гармонизации детско-родительских отношений, эмоционально-тактильному сближению.
Такие совместные мероприятия, как «веселые старты», «прогулки и подвижные игры на природе», «детские олимпийские игры (летние и зимние)», «папа, мама и я – спортивная семья». Что касается родителей, то каждый четвертый признает, что наличие совместных мероприятий в системе способов взаимодействия педагогического коллектива с семьей, но отмечает дефицит времени для участия в них. В целом, физкультурно-оздоровительные практики пока не являются ведущим видом деятельности в структуре образа жизни семьи.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия становления практик здоровьесбережения дошкольников. Во-первых, режим дня, характерный для дошкольных образовательных организациях, нарушается в семье. Во-вторых, физкультурно-оздоровительные практики не являются ведущими в структуре свободного времяпрепровождения семьи. В-третьих, семья обращается к практикам самолечения, которые замещают посещение врача. Опасность в данном случае заключается в воспроизводстве дошкольниками данной практики в будущей жизнедеятельности. В целом, дошкольная образовательная организация, формируя и транслируя здоровьесберегающие практики, может «работать вхолостую», поскольку действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровьесбережения, закладываемым в детской организации. Одним из путей решения существующих проблем может стать включение инновационных способов взаимодействия семьи и дошкольной организации. К числу таких способов отнесем открытые занятия с детьми с участием родителей в игровой форме, открытый родительский университет, выставки, вернисажи работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии. Как показывает практика, данные способы пока еще не стали основными в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации, лидирующие позиции остаются за родительскими собраниями и консультациями.