Филина Ольга Алексеевна
Практики в сфере трудового воспитания и профессионального самоопределения. Проект «Трудиться нужно, трудиться — важно»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Трудиться нужно, трудиться – важно».
Главная цель трудового воспитания в соответствии с ФГОС - формирование у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых. Важная роль во всестороннем развитии личности ребенка – привлечение детей к посильному труду, объяснение его значимости в жизни людей. От природы не дается трудолюбие и способность к труду. Трудолюбие воспитывается с раннего детства. Труд, делающий человека богатым духовно – это творческий труд. Трудовое воспитание в детском саду является обязательным процессом. Это важнейшее, необходимое условие для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе.
Публикация «Практики в сфере трудового воспитания и профессионального самоопределения, Проект „Трудиться нужно, трудиться — важно“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
В нашем дошкольном учреждении одной из задач является трудовое воспитание дошкольников. В ходе трудовой деятельности мы, педагоги формируем у детей положительное отношение к труду и его результатам, воспитываем у детей умение и желание трудиться. У дошкольников, в свою очередь, воспитываются дружеские отношения, взаимопонимание и сотрудничество, стремление оказывать помощь взрослым.
Не секрет, что в последнее время часто приходится видеть, как дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого дети не реагируют. Иногда, и рядом идущие родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться. Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.
Для решения данной проблемы, я разработала проект по трудовому воспитанию с детьми старшей группы. Проект ориентирован на формирование у дошкольников представлений о труде, формирование навыков и умений.
Актуальность
В раннем детстве закладываются необходимые трудовые навыки, интерес к труду. Дошкольникам все интересно. Они познают окружающий мир, открывая его для себя. И это они делают с радостью. Родители же хотят сами: лучше, быстрее, аккуратнее. Но если детям отказывать в желании сделать что-то самостоятельно все время, у них в скором времени таких желаний появляться не будет. Родители, к сожалению, не задумываются над этим. Они хотят, чтоб ребенку жилось лучше, и освобождают детей от всякой нагрузки, от всяких обязанностей, говоря: «подрастет – научится». Нет ничего хорошего и в том, если родители приучают ребенка к труду силой. Поэтому в настоящее время родители жалуются, что их дети не хотят ничего делать. Иногда воспитатели говорят, что родители не прививают детям трудовые навыки. Нельзя в современном мире представить трудовое воспитание только в семье. Важно, чтоб это было взаимодействие. Задача воспитателя – помочь ребенку в приобретении собственного опыта самостоятельно, развить его желание получить трудовые умения и навыки. Дети – дошкольники активно осваивают азы трудовой деятельности на данном возрастном этапе. У них формируются: чувство коллективизма, нравственные качества, уважение к людям. Дети становятся усидчивыми, изобретательными, внимательными, обязательными, сильными и здоровыми физически. При выполнении трудовых действий, очень важно, чтобы дети испытывали чувство радости, положительные эмоции, стремились к получению одобрения взрослых, к признанию своей самостоятельности, самоутверждению. «Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев», - высказывание Д. И. Менделеева. Помочь детям в освоении способов поведения, осознании значимости труда взрослых, в расширении общения с другими людьми – это основная задача. Непременное условие всестороннего развития психики ребенка вовлечение дошкольника в трудовую деятельность и руководство со стороны взрослых.
Главная задача педагогики в современных условиях – воспитание современного ребенка и его познавательных способностей. Самостоятельные, умелые, уверенные в себе, личности с творческим мышлением нужны в современных условиях.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным, если будут учтены педагогические условия:
- организация трудовой среды в детском саду;
- регулярное включение трудовой деятельности дошкольников в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- взаимодействие ДОУ и семьи в формировании трудовой деятельности.
Дошкольный возраст является базовой ступенью формирования личностных качеств.
Новизна моего проекта заключается в выборе подходов во взаимодействии воспитателя, ребенка и родителей в вопросах трудового воспитания. Труд должен радостно войти в жизнь дошкольника и успешно помочь ему во всестороннем развитии.
Основная задача трудового воспитания – профориентационная работа, направленная на развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения личности ребенка к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта, который является важнейшей обязанностью человека. У детей формируются: творчество, самостоятельность, активность, Уверенность в себе, ответственность за свои поступки. Исходя из вышесказанного мною была поставлена цель и определенны ряд задач. Целью моей работы является формирование у дошкольников положительного отношения к труду и элементарных трудовых навыков.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
- формирование положительного отношения к труду;
- формирование умения работать в коллективе, планировать последовательность своей работы,
- развитие самостоятельности, уверенности в себе
- воспитание ответственности за порученное дело, трудолюбия, аккуратности, чувства удовлетворения.
Ожидаемые результаты: устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
- сформированность умений планировать работу и выполнять трудовые действия как самостоятельно, так и в коллективе;
- осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
У старших дошкольников существуют все предпосылки для воспитания самостоятельности, трудолюбия, ответственности. Педагог, обучая детей трудовым навыкам, всегда приходит на помощь, формируя у детей желание самостоятельно выполнять посильный для них труд. Проявление самостоятельности у дошкольников наполняет их чувством радости от умения, воспитывает начала трудолюбия, помогает в преодолении трудностей. Важно, чтобы труд приносил радость детям. У дошкольников формируются умение распределять работу в коллективе, представления об общей ответственности за порученное дело, согласованно действовать, приходить на помощь друг другу, стремиться достичь результата. Это придает им положительный пример и поощряет взаимоотношения. Именно в дошкольном возрасте дети активно овладевают трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно – бытового труда и самообслуживания.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- определена тема проекта;
- сформулированы цели и определены задачи;
- составлен план совместной деятельности с детьми;
- подобран материал по теме проекта.
2. Основной этап:
Работа с детьми.
1. Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями:
осмотр комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, рыхление почвы;
выращивание зелени (лук, чеснок) (мини – огород на окне);
подкармливание зимующих птиц;
посев семян, полив рассады, прореживание, прополка, сбор урожая;
уход за инвентарем (очистка, просушивание, уборка).
2. Ознакомление детей с хозяйственно – бытовым трудом :
уборка игрушек, строительного материала:
подклеивание книг и коробок:
самостоятельное выполнение обязанностей дежурных (полная сервировка стола).
3. Формирование навыков самообслуживания :
самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, приводить ее в порядок (чистить, просушивать);
самостоятельно умываться, мыть руки с мылом;
пользоваться платком, расческой;
прикрывать нос платком при чихании и кашле;
правильно пользоваться столовыми приборами;
полоскать рот после еды.
4. Знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых:
наблюдение за трудом дворника – знакомство детей с рабочими профессиями;
наблюдение за трудом водителя – развитие социальных отношений детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;
наблюдение за трудом врача – углубление знаний детей о деятельности врача;
наблюдение за трудом педагогического персонала и других сотрудников ДОУ;
картотека бесед о трудовой деятельности;
картотека сюжетно – ролевых игр;
картотека дидактических игр;
картотека художественной литературы;
целевые прогулки;
продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
рассматривание картин и иллюстраций;
непосредственно – образовательная деятельность.
Работа с родителями:
интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ и сотовые мессенджеры;
размещение информации в родительском уголке на тему «Трудовое воспитание в семье»;
папка- раскладушка «Пословицы и поговорки о труде»;
анкетирование на тему «Как мы трудимся в семье»;
картотека консультаций;
родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Трудиться нужно, трудиться – важно».
Работа с педагогическим коллективом:
картотека консультаций;
презентация проекта «Трудиться нужно, трудиться – важно» на итоговом педсовете в ДОУ.
3. Обобщающий этап:
открытый показ «Организация трудовой деятельности в режимных моментах»;
выставка рисунков «Кем я буду, когда я буду большим?».
Проект был реализован через непосредственно – образовательную деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации данного проекта.
В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе, осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно – бытовой труд, самообслуживание). Считаю, что не только в средней, а в каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.
И в заключение хочется отметить, что:
дети получили необходимые знания о разных профессиях;
узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
у детей сформировались навыки совместной деятельности;
установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
для детей труд стал потребностью.
Несмотря на ограниченные на начальном этапе масштабы проекта, в случае успешной реализации, он имеет все возможности для последующего развития. Уже через год к проекту могут подключиться еще несколько групп старшего дошкольного возраста в ДОУ. Хочется надеяться на то, что в процессе воплощения рассматриваемого начинания в жизнь, освещения его в средствах массовой информации, участия в соревнованиях и иных мероприятиях, будут найдены единомышленники в других ДОУ города и района. Я буду очень рада, что ключевая идея –– «Трудиться нужно, трудиться – важно» найдет отклик и в более широких территориальных и социальных масштабах.
Данный проект я буду презентовать на конкурсах Российского уровня;
- освещать проект «Трудиться нужно, трудиться – важно» – путём публикаций в районной газете и на персональной странице МААМ. ru :
https://www.maam.ru/users/1550255
Библиографический список
1. Жуковская Р. И. «Игры и трудовые занятия в детском саду», М., Флинта, МПСИ, 2012 г.
2. Комарова Т. С. «Трудовое воспитание в детском саду», М, Мозаика Синтез, 2005 г.
3. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание ребенка-дошкольника», М., ВЛАДОС, 2003 г.
4. Маркова Т. А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников», М., «Просвещение», 1991 г.
5. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольников в труде», М., «Просвещение», 1980 г.