Юлия Унесихина
Практика создания мультфильма с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Организуя педагогическую деятельность в рамках дошкольного дополнительного образования, мы педагоги, ориентируемся на учения известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Например, академик Александр Григорьевич Асмолов говорит о дошкольном образовании : «Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развить познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.»
Публикация «Практика создания мультфильма с дошкольниками» размещена в разделах
Для развития познавательных и творческих способностей педагоги используют различные средства. Сегодня мы представляем свой опыт работы по развитию дошкольника средствами анимационной деятельности.
Мультфильм – это самое доступное средство получения и усвоения информации детьми. Анимация-это чудесная воспитательная сила, которая приходит к человеку очень рано, первой знакомит его с миром, который его окружает и доставляет истинную радость. Задача анимации (в пер. с лат. «анимация» - одушевление)- оживить изображение, вложить душу с помощью речи, музыки и движения.
Мультипликация выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям дошкольного возраста :
1. Социально-компенсаторную (мультфильмы компенсируют то, чего не достает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях)
2. Вторая функция – гедонистическая. Особенности изображения, единство содержания и формы вызывают у детей эмоциональный отклик.
3. Третья- воспитательная. Ребенок сам того не замечая, попадает под воздействие искусства.
4. Четвертая эвристическая, побуждающая к деятельности.
Данная форма работы с детьми способствует решению следующих задач: пробудить интерес к познанию нового, развивать познавательную, творческую активность, коммуникативные навыки, воспитывать потребность к поиску своего призвания, т. е. профориентационные задачи.
Как же мы решаем эти задачи?
На занятиях в нашей мультстудии дети проходят практически все творческие этапы.
I ЭТАП- Сбор информации через промышленный туризм, встречи с людьми разных профессий, занятия с педагогом-психологом по специально-разработанной программе «Новигатум-в мире профессий» и беседы с воспитателем о профессиональном труде взрослых.
II ЭТАП-Изготовление декораций и покадровая съемка фаз движения различных объектов. На данном этапе в сотрудничестве со взрослым дети конструируют технику и оборудование по теме, экспериментируют с различными материалами, составляют устный сценарий, обсуждают сюжет, изготавливают декорации и фоны, и наконец переходят к выполнению всех процедур анимации. Для этих занятий нами разработаны программы «Путешествие в мир декораций», «Детский сад Наукоград», «Юный инженер».
III ЭТАП-Предъявление результата. На данном этапе мы организуем выставки моделей, защиту творческих проектов детьми. Проходит презентация мультфильма родительскому и педагогическому сообществу.
Сегодня мы решили посмотреть на деятельность по созданию мультфильма не как на технологический процесс, а с точки зрения тех практик и ценностей, которые получает ребенок.
Содержание психолого-педагогической работы каждого этапа проходит по пяти образовательным областям.
На первом этапе формируется положительное отношение к труду взрослых, прививаются социальные нормы, доброжелательное, вежливое отношение к взрослому, умение дослушивать до конца.
Формируется мотивация к познавательной деятельности, приобретают новые знания о труде взрослых, о технологических процессах, о промышленных отраслях.
Происходит расширение и актуализация словарного запаса, дети знакомятся со специальной терминологией, идет коррекция звукопроизношения.
Эмоциональная сфера ребенка развивается. Идет воспитание эмоционального восприятия им окружающей действительности.
Происходит ориентировка в городе и районе, пешая ходьба до места проведения экскурсии (хлебок. омбинат, лицей № 17, ЦДО) благоприятно влияет на физическое развитие и здоровье ребенка.
На втором этапе, он самый длительный, формируется умение работать в команде над достижением общей значимой цели, умение договариваться, распределять обязанности. Развиваются моральные чувства (чувство ответственности за себя и за других, чувство эмпатии-сопереживания, соучастия).
Ребята знакомятся со свойствами различных материалов, экспериментируют с ними. В процессе создания мультфильма появляется интерес, азарт, любопытство и любознательность. Ребята знакомятся с типами и видами анимации, овладевают элементарными приемами работы цифровой фото техники. Анимация, как процесс освоения новых технологий, формирует компетенции, необходимые для комфортного существования ребенка в условиях нынешнего информационно-технологического мира.
Во время составление устного сценария, проговаривания сюжета, озвучки мультфильма ребенок актуализирует и автоматизирует словарный запас.
Работа над изготовлением моделей, декораций развивает фантазию и воображение, технические и художественные творческие способности. В процессе создания мультипликационных сцен развивается чувство цвета, ритма и композиции. Складывается эмоциональное отношение к продукту своего труда.
Этап работы над созданием моделей и декораций играет значимую роль в физическом развитии детей. Ребенок учится владеть рукой, развивает мелкую мускулатуру и моторику рук.
На заключительном этапе у детей формируется Я-концепция, т. е. самосознание и самооценка. Ребенок испытывает гордость и эстетическое наслаждение от продукта своей деятельности, происходит закрепление всех знаний, которые он получил во время работы над мультфильмом. Появляется потребность в новом созидании.
Работа над анимацией ведется детьми в сотрудничестве со взрослыми. Используя средство мультипликации для развития дошкольника, мы создаем условия для того чтобы ребенок стал субъектом своей деятельности, выстраиваем партнерские отношения, чтобы он мог вырасти уверенным и востребованным в современном мире человеком.
Продуктами совместной деятельности стали мультфильмы :
• «Как сделать кирпич?» (создан по итогам экскурсии на огнеупорный завод)
• «От зернышка до каравая» (после посещения сельскохозяйственных угодий)
• «Дошколята на фестивале «От винта» (рассказ детей о том, как они побывали на международной выставке)
• «От куда молоко твое, Буренушка» (создан по итогам экскурсии на молочный комплекс)
• Мультфильм «Колобок»
• «33 коровы»
• «Времена года»