Людмила Чеботарева
Практика применения графических технологий в детском саду (технология рисования графических примитивов)
▼ Скачать + Заказать документы
Графические технологии : Технология рисования графических примитивов («Рисование – линейная графика», «Шаблонография»).
Термин «графические примитивы» заимствован из области ИКТ (применяется в практике рисования в растровых и векторных графических редакторах). К графическим примитивам относятся : прямая линия, кривая линия, прямоугольник, многоугольник, окружность, овал.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В векторном редакторе изображённый объект сохраняет свою индивидуальность, его можно копировать, перемещать, изменять размеры, цвет и прозрачность. По аналогии с работой в графическом редакторе, может быть построено рисование в технике «Рисование – линейная графика».
Линейная графика — это одно из направлений рисунка. Основными инструментами художника в данном случае являются линия и пятно, за счет которых можно достичь как плоского, так и вполне объемного результата.
Технология «Рисование - линейная графика» выступает как средство формирования графических навыков у детей, направлена на комплексную подготовку детей к школе, гармоничное развитие психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей детей. Познание мира, осмысление явлений реализуется в процессе активной художественной деятельности и относится к здоровьесберегающим технологиям.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию графических навыков и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, не-достаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Поэтому подготовка к овладению письмом должна начаться, задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на формирование графических умений и навыков и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Необходимо обратить внимание на то, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития; нужно стимулировать всестороннее развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Рисование – это продуктивная деятельность универсального характера, позволяющая гармонично и всесторонне развивать как психическую так и физиологическую сторону личности ребёнка.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессами изображения. Рука дошкольника должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти которыми он владеет на основе познания их специфики.
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания рисунка. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием – линейной графикой.
Графика - это одно из самых популярных изобразительных искусств. Само слово «графика» происходит от греческого «графо» - пишу, этот вид изобразительной деятельности предполагает рисование линией, штрихами и пятнами-тычками и во многом похож на письмо.
Освоение этого вида рисования способствует развитию у детей психомоторных связей рука – мозг - рука, развитию тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма, оптимального двигательного стереотипа.
В целом, занятия по рисованию - линейной графике направлены не только на подготовку ребенка к письму, но и на развитие воображения ребенка, образности восприятия, передачи его видения мира, его чувств и мыслей, развития творческих способностей.
Формирование графических навыков должно идти неразрывно с развитием мыслительных операций, образно-чувственных ощущений и познавательных процессов. Поэтому освоение линейной графики имеет не только технологический аспект, но и психологический, оно теснейшим образом связано с приобщением детей к духовному опыту поколений, приобретением ими необходимой суммы знаний о мире.
В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок научится:
- ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом.
- будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
- разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник.
- сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться в школе без лишнего напряжения психики.
В работе по формированию графических навыков у детей нашей группы за основу мы взяли пособие «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет» Н. В. Квач. В пособии представлена система графических упражнений для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и направлены на формирование основных графических навыков необходимых при письме.
Цель: формирование у детей элементарных графических навыков посредством упражнений по рисованию – линейной графике.
Задачи:
1. Формировать базу предметно – конкретных образов, отражающих
разнообразные явления действительности.
2. Развивать ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).
3. Учить ориентироваться на листе при помощи вспомогательных линий.
4. Формировать понятие об основном выразительном средстве линей ной графики – линии (виды линий).
5. Знакомить детей со способами линейного рисования.
6. Развивать мелкую моторику кисти руки и глазной контроль, координацию движений.
7. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до логического конца, отмечать результат выполненной работы.
8. Вызвать у детей интерес к рисованию, развивать творческие способности.
При организации деятельности по рисованию - линейной графике детей знакомят с новыми графическими материалами : восковые мелки, уголь, пастель, мел, восковые мелки, гелиевые и шариковые ручки, фломастеры, маркеры, для рисования предлагаются разные форматы листа. Таким образом, технология «рисование - линейная графика» способствует обогащению сенсомоторного опыта у детей.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающей технологии «Рисование – линейная графика» ребенок приобретает основные двигательные навыки, достигшие стадии автоматизма, которые обеспечивают ему умение легко и свободно вести линию в разных направлениях, произвольно управлять своими движениями и контролировать точность их выполнения. На основе тренировки тонкой моторики кисти руки тренируются психомоторные механизмы управления тонким движением, обогащается багаж знаний новыми представлениями о внешнем мире, развивается образное мышление, что способствует переходу к абстрактному мышлению и закладывает основу для творческого отражения внешнего мира.
При рисовании дети дошкольного возраста изображают предметы на основе знакомых простейших геометрических фигур, т. е. «графических примитивов».
В области ИКТ над графическими примитивами можно выполнять следующие операции: создавать, удалять, устанавливать свойства (цвет, текстуру, размер, получать копии, перемещать, поворачивать, отображать зеркально, масштабировать, штриховать, закрашивать и др.
Практически то же самое происходит в нетрадиционном рисовании при использовании графических примитивов в технике «Шаблонография».
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.
Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон прикладывают к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводят его вокруг.
Композицию можно выполнять в цвете при помощи цветных карандашей или восковых или пастельных мелков.
При соединении нескольких нетрадиционных техник рисования можно передать не только форму, но и текстуру изображаемого предмета.
Применение графических технологий рисования (технология рисования графических примитивов, «Рисование – линейная графика», «Шаблонография») в сочетании с технологией игры в песок «sandplay» с использованием педагогической песочницы и практикой рисования песком и на песке, позволяют в доступной игровой форме содействовать формированию у детей дошкольного возраста элементарных графических навыков.
Использованные материалы:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб: Речь, 2010.
https://qo.do.am/publ/teorija/
risovanie_graficheskikh_primitivov_v_rastrovykh_i_vektornykh_graficheskikh_redaktorakh/1-1-0-16
https://educontest.net/component/content/article/24050
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-risovanie-lineinaja-grafika-v-formirovani-u-detei-6-let-gotovnosti-k-shkole.html
https://life-prog.ru/view_autocad.php?id=9
https://festival.1september.ru/articles/592653/
https://ped-kopilka.ru/blogs/moiseeva-natali/
otch-t-po-samobrazovaniyu-na-temu-ispolzovanie-netradicionyh-tehnik-risovanija.html