наталья малюганова
Практика по экологии. Конспект наблюдения за хомяком в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задание 1. Планирование наблюдения за живым объектом в старшей группе.
Конспект наблюдения за хомяком в старшей группе.
Ход:
Воспитатель вносит в группу клетку с хомяком, прячет её за ширму. После тихого часа дети замечают новый объект, проявляют интерес.
Воспитатель:
-Послушайте загадку и попробуйте отгадать, с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Публикация «Практика по экологии, Конспект наблюдения за хомяком в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Хомяки. Все о хомяках для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает … (хомяк).
-Посмотрите, к вам в гости пришел хомячок, её зовут Дора. Давайте поздороваемся, достанем его и запустим в лабиринт, который я просила вас построить.
Дети самостоятельно разглядывают передвижения хомяка.
Воспитатель:
Посмотрите внимательно.
-Какие глазки у него?
На что они похожи?
Какие ушки? Усики?
Опишите лапки?
Посмотрите как она «семенит», передвигается. Рассмотрите ее окраску. Какая она?
Затем хомяка помещают обратно в клетку.
Воспитатель: Как вы думаете, почему его называют Щекастым?
- Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют : подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке (воспитатель обращает внимание детей на емкость внутри клетки, в которой насыпан песок).
-А чем питается хомяк? Почему их называю грызунами?
Главная пища хомяков - твердые зерновые, такие как пшеница, овес, просо. Еще они любят погрызть семечки и орешки. Кормление происходит дважды в день - утром и вечером. И обязательно нужно давать пить.
Предложить детям угостить Дору семенами и кусочком яблока. Смотрите, как она держит семечко, двумя лапками, чистит и грызет.
Воспитатель:
-Давайте порвем салфетки ей и посмотрим, как Дора будет прятаться.
-Молодцы. А сейчас тихонечко сядем вокруг стола и послушаем стихотворение про хомяка.
Хомячок - не злой зверек,
Дружелюбный, очень милый,
По природе не жесток,
Но довольно суетливый.
В свою норку тянет пищу,
Он все в щечках наносил.
Чтобы в зиму лютую
Для своей семьи устроить пир.
Наблюдение за хомяком в старшей группе
Хомячки они,как люди,
Суетиться очень любят.
И на зиму запасать
В своих тёплых норках пищу.
Ту, что в поле хлебном ищут,
Семечки, овёс, пшеницу -
Хомячок всегда стремится
Всё к себе перетащить,
Чтобы сыто дальше жить.
Эти мирные зверьки
На размер невелики
Драк со всеми избегая,
С поля боя убегают.
Ну что ребята нашему гостю пора спать. Давайте вспомним, что мы с вами узнали о хомяках. Почему хомяка называют щекастым? Чем питается хомяк? Как переносит пищу в нору? Почему их называют грызунами? Понравился вам гость? Пока оставим его у нас только в клетке пусть немного погостит.
Тема: Знакомтесь - это Дора!
Возрастная группа : старшая
Программное содержание:
1) обучающие задачи: дать представление о хомяках (их питании, особенностях строения тела, образе жизни, познакомить детей с понятием «грызуны»;
2) развивающие задачи: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание;
3) воспитательные задачи: воспитывать интерес к домашним питомцам;
4) словарная работа - активизировать в речи детей использование слов: «семенит», «грызун», «пестрый».
Оборудование: клетка с хомяком, корм (семена, яблоко, заранее подготовленный детьми лабиринт из конструктора ЛЕГО.
Таблица 1. Структура наблюдения.
Структура наблюдения Задачи Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемый результат
Вводная Заинтересовать детей Художественное слово Внесла клетку после тихого часа, загадала загадку Заинтересовались новым объектом, отгадали загадку Появление интереса у детей
Основная
*самостоятельное получение сенсорной информации Познакомить с особенностями строения тела хомяка, рассмотреть, как передвигается Наглядный, тактильный Запускает хомяка в лабиринт, предлагает детям рассмотреть его действия. Рассматривают хомяка, делятся впечатлениями. Трогают его. Дети познакомились со строением хомяка
*вопросы Дать представление о хомяках, развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание; познакомить детей с понятием «грызуны»; Поисковые Вопросы, рассказ Какие глазки? На что они похожи? Какие ушки? Какой нос? Есть ли хвост? Как передвигается? Как вы думаете, почему его называют щекастым? А знаете ли вы, что хомяк –это грызун? Знаете ли вы кто такие грызуны и почему их так называют? Краткий Рассказ о грызунах. Ответы: глазки маленькие, красные, как бусинки; ушки- маленькие круглые; носик- черный, шевелится, когда хомяк что-то разнюхивает есть усики, тоже шевелятся; хвоста нет- другие кричат есть-есть вот он маленький совсем, за шерсткой не видно; щекастый, потому что за щеки складывает еду, мы в мультике видели про хомяка и суслика; Получение новых знаний, благодаря различным ответам, рассказу воспитателя
*обобщение Получить знания о питании зверька Трудовые действия по уходу за животным Предлагает покормить яблоком, семенами, понаблюдать за питомцем Кормят, наблюдают, делятся впечатлениями Получение новых знаний о питании хомяка
*практическая деятельность Получить знания об образе жизни хомяка Поисковые действия, опыты Предлагает нарвать и дать хомяку салфеток. Рассказывает, что из салфетки хомяк обустроит себе спальное место. Рвут салфетки, опускают в клетку, ждут, что будет делать хомяк Получение новых знаний об образе жизни хомяка
Заключительная Обобщить полученные знания Художественное слово
Вопросы разного характера Читает стихотворение про хомяка. Задает вопросы, обобщающие полученные знания Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями Получение знаний о понятии грызун, благоприятные эмоции
См. приложение 1.
Задание 2. Анализ наблюдения.
1) Поставленные задачи соответствуют возрасту детей, т. к. в старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно должны замечать особенности внешнего вида животного и его приспособления к среде обитания.
2) Использованные мною приемы считаю уместными, т. к. дети уже могут самостоятельно наблюдать делать выводы.
3) Я считаю, что создала интерес у детей. Они с воодушивлением наблюдали, живо обсуждали и аккуратно трогали хомяка. С большим желанием кормили его, затем рвали салфетки и радовались реакции Доры. Очень жаль, что в настоящее время в детских садах отсутствуют живые уголки, ведь как правило дома у детей нет питомцев. Поэтому пришедший гость вызвал большой интерес.
4) Т. к. детям было очень интересно, их активность во время наблюдения была высокой.
5) Поставленные мною задачи были реализованы: дети изучили особенности внешнего вида хомяка, узнали о его образе жизни, питании, познакомились с понятием «грызун». Многие затем просили завести питомцев дома (по словам родителей, ссылаясь на свои знания об уходе за питомцем.
6) Я считаю, что наблюдение за хомяком прошло результативно. Дети были активны, отвечали на вопросы, подмечали мелочи во внешнем виде и передвижении питомца. Делились впечатлениями не только друг с другом, но и с родителями, друзьями.
Задание 3. Диагностика уровня знаний о растениях (животных) у детей старшей группы.
Диагностика проведена в старшей группе «Солнышко». Продиагностированы 14 детей. См. Приложение 2.
Диагностика показала, что 8 чел. имеют высокий уровень, что составляет 57% от диагностируемых, 5 чел. имеют средний уровень и составляют 36% от диагностируемых, и 1 чел. имеет низкий уровень знаний, что составляет 7% от диагностируемых.
Основные затруднения:
- мало знаний о Красной книге;
- отсутствие знаний о животных и растениях, занесенных в Красную книгу;
- мало знаний о лекарственных растениях (в основном дети называют только подорожник);
- имеются пробелы в знаниях о млекопитающих, насекомых;
- имеются значительные пробелы в знаниях об экосистемах.
Чтобы восполнить пробелы в знаниях, совместно с детьми и родителями была изготовлена Красная книга Кировской области, внесены плакаты с экосистемами, проведена дополнительная работа по изучению животных и среды их обитания, растений, в т. ч. ознакомление с лекарственными растениями. См. Приложение 3.
Задание 4. План индивидуальной коррекционной работы.
Т. к. один из детей показал низкий уровень знаний, предлагается план индивидуальной коррекционной работы по экологическому образованию. Ребенок не знает, какие растения растут в нашей местности, в частности рядом с его домом, какую роль они играют в жизни человека, нет знаний о лекарственных растениях. В связи с этим, предлагать данному ребенку игры с предметными картинками деревьев и растений нашего края (д / и «Определи дерево по листочку», «Вершки и корешки», «Ай-Болит и лекарственные растения» и т. д.). Привлечь родителей данного ребенка, чтобы они совместно рассмотрели и побеседовали о растениях, растущих рядом с их домом. Предложить детям с / р / и «Растительная аптека», «Доктор леса» и т. д.
Так же отсутствуют знания, зачем нужны животные человеку. Малое количество знаний о птицах и среде обитания животных и птиц. Поэтому к рассмотрению предлагаются плакаты перелетные и зимующие птицы, животные нашего рая (называем, обсуждаем, говорим об образе жизни, питании). Игры: д / и «Семья» (папа, мама, детеныш животного, д / и «Прилетели птицы», игра малой подвижности с мячом «Рыбы, птицы, звери», разрезные картинки «Собери животного» и т. д.
Отсутствуют знания о Красной книге и ее содержимом. Т. к. знаний в этом вопросе мало практически у всех диагностируемых детей, было решено совместно с родителями создать Красную книгу Кировской области, также в группе имеется Красная книга России. Данные пособия находятся в свободном доступе для всех детей, картинки для рассматривания большие и красочные. Привлекать ребенка, с которым ведется индивидуальная работа, к работе с данными пособиями (давать задания поискового типа, предлагать совместно рассматривать картинки, в процессе рассматривания читать ему информацию).
Отсутствуют знания по экосистемам. Т. к. пробелы в знаниях обнаружены у многих диагностируемых, мною решено увеличить количество н / п игр по этой теме, распечатаны плакаты с разными экосистемами. Предложить к рассмотрению данные плакаты, игры («Кто где живет», «Что где растет», «Угадай-ка», с / р / и «Цветочный магазин», с / р / и «Четвертый лишний»(насекомые) и т. д).
После проведения данной работы, воспитатель привлекает родителей данного ребенка и других детей. В совокупности мероприятий у ребенка появятся новые знания по экологии.