Елена Штрак
Практика оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы.
Главная цель педагогов ДОУ создание специальных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Данная цель реализуется через следующие задачи:
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- Оказывать консультативную помощь родителям по различным психолого- педагогическим и социально- медицинским проблемам, вопросам коррекции нарушений в развитии детей.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом коррекционно-развивающем процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве специалистов ДОУ, воспитателей и родителей.
В наши группы детского сада поступили дети с проблемами в познавательном развитии и ребенок – инвалид. У детей начался сложный процесс адаптации. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния, к ухудшению физического развития. Дети не владели элементарными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания. Возникали трудности в установлении контакта детей с ОВЗ с другими детьми и взрослыми. Задача педагогов и сделать первые дни пребывания ребенка в детском саду максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия, адаптировать детей к условиям детского сада, способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.
Мы решили объединить усилия всех педагогов детского сада: педагог - психолог, учитель - логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родителей (законных представителей) для работы с детьми ОВЗ.
Для выявления нарушения социального развития детей мы привлекли педагога- психолога. Педагог оказывает необходимую психологическую помощь детям, дает консультации родителям, проводит анкетирование.
Во время работы наблюдали у детей слабо развитую речь, мелкую моторику рук, динамику в развитии. На занятиях у детей проявлялась : утомляемость, вялость, плаксивость. Коммуникативные и игровые навыки не соответствовали их возрасту. Для устранения данных проблем у детей нам понадобилась помощь учителя – логопеда, дефектолога. С детьми проводились релаксационные дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, развитие фонематического слуха. Проводятся фронтальные, подгрупповые и групповые занятия по коррекции и развитию речи.
Во время музыкальных занятий музыкальный руководитель организует и проводит праздники, музыкально- дидактические игры. Совместно с родителями были изготовлены из подручного материала шумовые, звучащие инструменты, так же родители принимают активное участие в праздничных мероприятиях: «Праздник урожая», «Праздник мам», «Встреча нового года», «Лучшая мама», «8 марта», «Как мы весну встречали». Педагог подготавливает детей для участия в конкурсах различной направленности (театрализация, хореография, вокал).
В работе с детьми наблюдали у детей слабое физическое развитие, координацию движений. Инструктор по физической культуре ежедневно проводит с детьми утреннюю гимнастику, физкультурно - оздоровительные мероприятия: спортивные досуги, развлечения, подвижные игры. Родителям было предложено изготовить небольшие мешочки с различными крупами для метания в даль, что развивает силовые качества детей, способствует развитию координации движений, быстроту реакции.
Большое внимания уделяем работе с родителями. Мы хотим, чтобы они стали нашими активными помощниками в деле воспитания и обучения детей и разработали план работы с родителями : Таблица № 1 (приложение)
Консультации проводятся с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей с ОВЗ. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Во время адаптации мы использовали в группе «Акваметод» (игры с водой) и предложили родителям использование игры в домашних условиях - это один из самых эффективных способов снижения стресса у детей. Вода благоприятным образом влияет на детский организм и в частности на его психику, что очень важно в период адаптации для ребенка.
В своей работе с детьми активно используем развивающую доску «Бизиборд», во время игры у детей развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, усидчивость, внимательность, развитие познавательного интереса, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. К созданию данного развивающего пособия были привлечены родители.
Играя с данными играми, у детей успешно прошел процесс адаптации, дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности. У них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных силах. У родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, творческие конкурсы (Краевого, Федерального, Всероссийского уровня) совместно с детьми.
Перспективы на будущее.
1. Развивать коммуникативные качества через формирование связной речи в различных видах деятельности.
2. Совершенствовать партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка, объединяя усилия для развития и воспитания детей.