Лахнова Ольга
Практическое занятие для педагогов «Создание условий для самореализации дошкольников в различных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ для педагогов
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
СОСТАВИЛ:
Ст. воспитатель МБДОУ
«ДС № 307 г. Челябинска»
Лахнова О. В.
Самореализация — это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определенную деятельность.
Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия.
Публикация «Практическое занятие для педагогов „Создание условий для самореализации дошкольников в различных видах деятельности“» размещена в разделах
Человеку всегда есть куда двигаться дальше. То есть самореализация личности не имеет четких рамок или ограничений, а соответственно даже самые реализовавшиеся люди всегда имеют возможность развиваться дальше.
Педагогические условия определяются как комплекс форм, методов, содержание материально – пространственной среды, ориентированных на решение педагогических задач. Это означает, что педагогическими можно считать только те условия, которые специально созданы для эффективного протекания педагогического процесса.
Задачи организационно-педагогических условий
– повышение готовности педагогов решать задачи проектирования образовательного процесса по формированию основ самореализации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
– создание информационной развивающей среды для детей, способствующей формированию у них основ самореализации в условиях ДОУ;
– реализация механизма работы по формированию у детей основ самореализации в условиях ДОУ.
2 Рассмотреть виды детской деятельности и разновидность доступных дошкольникам форм деятельности поможет представленная таблица.
ИГРОВАЯ – сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, подвижные игры, дидактические, и досуговые игры…
КОММУНИКАТИВНАЯ – общение со сверстниками и взрослыми: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, этюды, постановки, логоритмика …
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ – исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними.
ЗНАКОМСТВО С ХУД. ЛИТЕРАТУРОЙ – восприятие художественного мира и фольклора.
ТРУДОВАЯ – самообслуживание и элементарный бытовой труд (на улице и в помещении)
КОНСТРУКТИВНАЯ – конструирование из разного материала, включая разнообразные конструкторы, модули, бумагу, природный и бросовый материал.
3 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ – рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
МУЗЫКАЛЬНАЯ – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах….
ДВИГАТЕЛЬНАЯ – овладение основными движениями: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры, физкультминутки, спортивные праздники (досуги, развлечения, динамические часы, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная активность.
4. Организация всех видов детской деятельности в разнообразных доступных детям формах планируется в календарном плане воспитателя во всех режимных моментах.
5 Т. К. мы работаем с детьми дошкольного возраста, мы понимаем, что дети сначала осваивают новые знания умения и навыки в совместной, чаще регламентированной деятельности взрослого и ребенка (занятия, затем осваивают их совместно со взрослым или сверстниками и далее самостоятельно оттачивают присвоенные им ЗУНы, проявляя инициативу и самостоятельность расширяя свои возможности, самостоятельно приобретая новые. Это и есть – самореализация воспитанников.
Для того, что бы, каждый воспитанник имел возможность самореализации в РППС дошкольного учреждения, педагоги должны грамотно организовать предметно-пространственную среду ДОУ и продуманно изменять, пополнять её. Что предоставляет педагогам возможность опосредовано руководить самостоятельной деятельностью воспитанников, а воспитанникам самостоятельно закреплять изучаемый материал.
6 Что такое –стимульный материал?
- стимульный материал – побуждает детей к реализации своего опыта в деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач;
эффективное вспомогательное средство, вызывающее интерес дошкольников, побуждающее их к предметно-практической деятельности, облегчающее процесс усвоения, и приобретения новых знаний.
Чем отличается стимульный материал от дидактического?
– дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОО.
Давайте подумаем, какой стимульный материал должен появиться в группе для самостоятельной деятельности воспитанников?
7 Рассмотрим логику поэтапного закрепления изучаемого материала на конкретных примерах. Например:
ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ» (ОО «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»)
1 этап- Занятия : ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ «ТЕРЕМОК» (чтение сказки, рассматривание иллюстраций, передача характера некоторых животных через их фразы)
2 этап – совместная деятельность : Рассматривание иллюстраций, по картам-раскадровкам вспомнить содержание сказки (ст. возр. - составить раскадровку, импатия (проговаривание фраз за героев сказки имитируя его голос, манеру говорить и движения, театрализация части сказки или всю, придумывание сказки на новый лад, изготовление декораций, составление загадок о героях сказки или о животных и изготовление книжек самоделок…
3 этап – самостоятельная деятельность : внесение раскадровок сказки в центр театрализации, подготовка разнообразных видов театров, масок, костюмов и т. д.
8
Обсуждение примеров пополнения центров детской активности стимульными материалами с целью опосредованного руководства речевой активностью детей.
9 Составление загадок может проходить в совместной деятельности с родителями или используя многофункциональное пособие «девятиэкранка» - можно моделировать новые загадки с помощью картинок – схемы «признаки» и предметных картинок
10 Схема-модель составления описательного рассказа, которая поможет воспитанникам составить рассказ о том или ином животном, а педагогу, меняя картинку животного можно опосредованно руководить становлением связной речи дошкольников.
11 ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ» (ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»)
1 этап – занятия : Классификация животных (дикие – домашние; хищные – травоядные – всеядные; по месту обитания (жарких стран, севера, водоемов, общее и отличия строения животных, рассмотрение разнообразия питания животных, пищевые цепочки, приспособленность животных к среде обитания, сезонные изменения в жизни животных)
2 этап- совместная деятельность : Рассматривание иллюстраций животных, дид. игры: на классификацию; составление пищевых цепочек или разнообразия питания животных;
Беседы о приспособленности животных к среде обитания.
Составление описательных и сравнительных рассказов, составление загадок о животных (по схемам – таблицам);
Составление мнемотаблиц к заученным стихам о животных.
Изготовление макетов среды обитания животных, моделей сезонных изменений в жизни животных.
3 этап- самостоятельная деятельность : Схемы составления описательных и сравнительных рассказов о животных; Схемы приспособленности животных к среде обитания; Книжки самоделки с загадками, сказками на новый лад. Схемы составления загадок; Мнемотаблицы стихов…. Схемы опытов по приспособленности животных…
12 Круги Эйлера: Дид. игры на классификацию (схемы классов животных, предметные картинки животных)
Для детей младшего возраста возможно использование 3-х мерных моделей сред обитания животных и мелкие фигурки самих животных.
13 Схемы игр «Да-нетка» на загаданное животное и предметные картинки животных для организации самостоятельной игры.
14 Предоставление дидактических игр на тему недели.
Фигурки можно считать.
Игра-сортировка- необходимо рассортировать животных по какому-либо признаку - дикие/домашние, хищники/травоядные, дневные/ночные.
Расставляем по порядку - найти самого большого и самого маленького, а потом выстроить животных по росту.
Находим сходства и отличия.
Например, у оленя и барана есть рожки, а у лошади и свиньи есть копыта.
Сравнить чем отличаются африканский и индийский слон,
белый и бурый медведь.
Мяукаем, блеем, кукарекаем и лаем со всеми по очереди.
Все знают, как подают голос собака или кошка.
Но как говорит заяц или верблюд - ребенку наверняка будет интересно это узнать.
15 ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ» (ОО «Х Э РАЗВИТИЕ»)
1 этап: Рисование животного по схеме последовательности рисования;
Аппликация животного из геометрических фигур;
Лепка животных с использованием схемы последовательности лепки …
2 этап: Показ выполнения работы (рисунок, аппликация, лепка) другими способами;
Изготовление поделок других животных, используя уже знакомые способы;
Аппликация животного из геометрических фигур;
Наполнение моделей природных зон животными; ….
3 этап: Схемы последовательности изготовления поделок; раскраски; задания на дорисовку предметов; создания поделок – макетов; деятельность по наполняемости моделей природных зон; ….
16 Например:
На занятии воспитатель с детьми лепили из пластилина (глины) зайца. Во время работы дети опирались на карту последовательности выполнения поделки.
Данную схему мы обязательно поместим в центр ИЗО деятельности (это позволит детям, которые испытывали затруднения во время занятия закрепить свои умения. Для детей, которые без труда справились с заданием необходимо предоставить подобные схемы последовательности лепки других животных (белка, лошадка, кот)
Для воспитанников, которые прочно освоили приемы лепки используемые в предоставленных схемах, можно предложить схемы с использованием других приемов лепки животных (медведь, мышка, собака и т. п.)
17 Предоставив детям наборы геометрических фигур и картинки, мы даем возможность организации игры выложи животное по образцу, или дети, используя шаблоны самостоятельно делают аппликацию какого-либо животного.
18 Конечно в наших центрах по ИЗО деятельности появятся раскраски с изображением животных и карты последовательности выполнения рисунков каких-либо животных.
Если предложить детям сделать макет к сказке «Теремок». Дети совместно со взрослыми или самостоятельно сделают фигурки на конусах и конечно же рады будут поиграть со своими творческими работами в центре театрализации.
19 ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ» (ОО «ФИЗ. РАЗВИТИЕ»)
1 этап: Разучивание подвижных игр с действующими лицами – животными;
Разучивание ОРУ на тему «Животные»; …
2 этап: Закрепление подвижных игр с действующими лицами – животными;
Игры малой подвижности: «изобрази животное»;
Изготовление атрибутов к подвижным играм …
3 этап: Картотека подвижных игр с действующими лицами–животными;
Схемы выполнения ОРУ на тему «Животные»;
Карточки, маски и атрибуты для проведения игр; …
20 Важно отметить, что для детей картотека игр – это символическое обозначение игры, а правила они вспоминают сами, т. к. знакомились с правилами на занятии.
Текст правил игры более важен для педагога.
21 Предложить детям схематические изображения выполнения физических упражнений по теме недели.
22 ТЕМА НЕДЕЛИ: «ЖИВОТНЫЕ»
(ОО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»)
1 этап: Что такое зоопарк?. национальный парк? … заповедник?
Для чего они создаются людьми? Где лучше живется животным?. знакомство с профессией ветеринара, грумера и т. п.
2 этап: Рассматривание иллюстраций животных из «Красной книги»;
Чтение книг о том, как животные помогают человеку, и как человек заботится о животных; Чтение «Ай Болит» К. Чуковского;
Беседы о профессии ветеринара (Карен Делакян)
3 этап: Атрибуты к игре «Зоопарк» (кубики для строительства вольеров, атрибуты (картинки или рисунки детей) еды различных животных;
Схемы – модели необходимых условий жизни животных)
Атрибуты к игре ветеринарная клиника
23 Сбор информации о работе ветеринара
От куда взялась эта профессия?
Сложно ли работать ветеринаром?
Кто самый знаменитый ветеринар?
24 Чем отличается профессия ветеринара от профессии врача?
Сравнить, какими инструментами пользуется ветеринар и врач.
25 Очень важно знакомить детей с профессиями людей. Особенно с новыми профессиями.
Грумер – кто это … почему появилась эта профессия?
26 Строительство зоопарка. (схемы постройки вольеров).
Какие условия нужно соблюдать при расположении зверей (выбор соседей?
Что может случиться, если неправильно разместить животных?
27 Самостоятельная практика педагогов по составлению технологической карты аппликации белки.
(5-7 МИН.)
28 ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
29 Для продолжения коллективной самостоятельной деятельности детей можно предложить им сделать совместную работу
30 Самостоятельная работа (пустограммы календарного плана и перечень тем недель в чудесном мешочке)
Предложить ПЕДАГОГАМ вытащить тему недели, по которой им предстоит составить план воспитательно-образовательной деятельности, используя вышеизложенные требования к планированию. (7 мин)
31 К концу дошкольного периода дети должны :
- точно ориентироваться в выборе интересующих их видов деятельности;
- знать способы самовыражения в разных видах детской деятельности;
- точно представлять для себя, какой вид деятельности более интересен самому ребенку;
- воспитанник стремится к совершенствованию, самостоятельному приобретению новых навыков, следовательно к позитивному самоизменению.
32