Бубнова Валентина
Практическое упражнение для педагогов «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Я предлагаю определить следующие цели нашей совместной деятельности.
Цели занятия:
1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Публикация «Практическое упражнение для педагогов „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2020
2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к устному народному творчеству.
3. Построение модели непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с устным народным творчеством.
Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разновидностями, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
Представление технологии:
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания человека является устное народное творчество. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению: «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.
Уважаемые коллеги, я прошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
Наше занятие посвящено устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.)
Что относится к нему? (Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.)
Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах и поговорках. (Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.)
А теперь послушайте стихотворение :
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Задание первое
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали? (10) Назовите те, которые вы запомнили. Объясните значение одной из пословиц.
Задание второе
Объясните значение этих пословиц.
1 задание
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Задание третье
Мы подошли к последнему заданию.
Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
Примеры пословиц и поговорок:
1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3. У семи нянек дитя без глазу.
4. Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
-Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А свое отношение к пословицам люди выражали в них самих :
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица - всем делам помощница.
Пословица недаром молвится
Подводятся итоги.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!