МААМ-картинки

Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей

Оксана Илюхина
Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация С помощью сказки – волшебной тропинки в детство – можно отыскать и осознать психологические проблемы, а также увидеть пути их решения. Причем это применимо как к пятилетнему ребёнку, так и к взрослому человеку, ведь в каждом взрослом живет «маленький ребенок» … С помощью сказочных образов можно помочь найти ребёнку выход из сложных ситуаций, избавить его от психологических проблем, поддержать и укрепить веру в себя.

Публикация «Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей» размещена в разделах

Сказкотерапия существует и эффективно используется с древних времён. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передаются из уст в уста, каждое новое поколение перечитывает и впитывает их. Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами. Сказки способствуют развитию наблюдательности, способности сочувствовать и сопереживать. Даже самые короткие сказки ярко и образно показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления нашего не простого сложного мира.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко понимать и чувствовать друг друга, находить верное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках упражнения на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти)

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть [3].

Использование сказкотерапии позволяет применять множество приемов и форм работы, которые способствуют развитию творческого мышления, воображения, внимания и памяти, восприимчивости и координации движений. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.

1. Анализ сказок.

Цель - сознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

2 Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать такие моменты такие как развитие фантазии, воображения.

3. Постановка сказки с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

4. Сочинение сказок.

В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Вовремя странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевая препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

5. Рисование по мотивам сказки.

Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

Используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется во взрослой жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).

Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Сказкатерапия – это самый древний метод практической психологии и в тоже время самый молодой метод в современной научной практике. Сказкатерапия как направление практической психологии привлекательно тем что практически не имеет по сравнению ограничений с другими методами. Так как у неё нет возрастных ограничений: в каждом возрасте своя сказка.

Список литературы:

1. Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе / И. Ю. Бородич: РИО БарГУ, 2007

2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. / И. В Вачков – М. : Ось- 89, 2007.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказке терапии / Т. Д. Зенкевич – Евстегнеева – СПб. : Речь,2000.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. / Т. Д. Зенкевич – Евстегнеева - СПб. : Речь, 2008.

Публикации по теме:

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для родителей старших дошкольников «Предупреждение проблем со зрением» С раннего детства ребенок попадает в мир мониторов. Общение, получение знаний, развлечения перенеслись на экраны компьютеров, телевизоров.

Лэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детейЛэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детей Сказка - благодатный И ничем не заменимый Источник воспитания Любви к Родине. В. А. Сухомлинский В этом году моя тема по самообразованию.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 18:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Илюхина (УИ 424209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД