Оксана Илюхина
Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация С помощью сказки – волшебной тропинки в детство – можно отыскать и осознать психологические проблемы, а также увидеть пути их решения. Причем это применимо как к пятилетнему ребёнку, так и к взрослому человеку, ведь в каждом взрослом живет «маленький ребенок» … С помощью сказочных образов можно помочь найти ребёнку выход из сложных ситуаций, избавить его от психологических проблем, поддержать и укрепить веру в себя.
Публикация «Практическое использование сказкотерапии для решения психологических проблем детей» размещена в разделах
Сказкотерапия существует и эффективно используется с древних времён. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передаются из уст в уста, каждое новое поколение перечитывает и впитывает их. Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами. Сказки способствуют развитию наблюдательности, способности сочувствовать и сопереживать. Даже самые короткие сказки ярко и образно показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления нашего не простого сложного мира.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко понимать и чувствовать друг друга, находить верное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках упражнения на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти)
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть [3].
Использование сказкотерапии позволяет применять множество приемов и форм работы, которые способствуют развитию творческого мышления, воображения, внимания и памяти, восприимчивости и координации движений. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать.
1. Анализ сказок.
Цель - сознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
2 Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты такие как развитие фантазии, воображения.
3. Постановка сказки с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
4. Сочинение сказок.
В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Вовремя странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевая препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
5. Рисование по мотивам сказки.
Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
Используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется во взрослой жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).
Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Сказкатерапия – это самый древний метод практической психологии и в тоже время самый молодой метод в современной научной практике. Сказкатерапия как направление практической психологии привлекательно тем что практически не имеет по сравнению ограничений с другими методами. Так как у неё нет возрастных ограничений: в каждом возрасте своя сказка.
Список литературы:
1. Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе / И. Ю. Бородич: РИО БарГУ, 2007
2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. / И. В Вачков – М. : Ось- 89, 2007.
3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказке терапии / Т. Д. Зенкевич – Евстегнеева – СПб. : Речь,2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. / Т. Д. Зенкевич – Евстегнеева - СПб. : Речь, 2008.