Дмитриева Ирина Александровна
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста экономического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Практический материал
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста экономического содержания
«Кто что делает?»
Цель. Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал. Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Темочки:
Условие и содержание игры. Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дошкольник подбирает инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Условие и содержание игры. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.
Условие и содержание игры. Ребенок рассматривает карточки, называет деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Ребенок раскладывает товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дошкольник группирует предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель. Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. п.
Условие и содержание игры. Ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Условие и содержание игры. Ребенок подбирает группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывает их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливает зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Условие и содержание игры. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д., место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того-как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Условие и содержание игры. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Условие и содержание игры. Ребенок заполняет магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. – в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки – в «зимний».
«Домино»
Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Условие и содержание игры. Правила игры – общие для домино. Один из участников выставляет карточку домино, следующий слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Условие и содержание игры. Сначала ребенок подбирают предметы, контрастные по цене, а затем устанавливают ассортимент товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дошкольник сравнивает цены, находит разные и одинаковые по цене предметы.
«Назови монету»
Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.
Условие и содержание игры. Ребенок рассматривает иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
«Какое слово лишнее?»
Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.
Рубль, франк, марка (в монетах, рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.
Магазин, ларек, палатка (рыночная, жилой дом.
Цена, товар, деньги, ночь.
Условие и содержание игры. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
«Наоборот»
Цель. Научить самостоятельно находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. п.).
Условие и содержание игры. Ведущий называет слово, а ребенок называет противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Продолжи предложение»
Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Условие и содержание игры. Взрослый сообщает условия игры : в каждом предложении «живут» слова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др.
Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
– Мне понравилась игрушка в магазине.
– Муха-цокотуха покупала на рынке самовар.
Игра «Что?» «Где?» «Когда?»
Примерные вопросы
1. Что такое товар?
2. Где продают и где покупают?
3. Как называются деньги, которые получаю пожилые люди?
4. Все ли на свете можно купить и продать?
5. Может ли человек купить все, что ему хочется?
6. Что такое банк? Кто является хозяином банка?
7. Как называются деньги, которые получают мама и папа за работу?
8. Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?
9. По какой цене выгодно продать: по дорогой или дешевой? (купить)
10. Где продают и где покупают?
11. Что обозначает скидка цены товара? (цена повышается, понижается, остается прежней).
12. За что родители получают зарплату?
13. Что такое семейный бюджет?
Примечание. Демонстрационный и раздаточный материал для игр можно подготовить заранее в совместной работе с ребенком через другие виды образовательной деятельности (ручной труд – рисование, аппликация из бумаги, лепка).
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех видах и формах образовательной деятельности. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
Советы для родителей
В процессе организации образовательной деятельности участнику (педагогу, родителю) необходимо:
– активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым вопросам;
– обязательно подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту.
Игры, беседы, занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную взрослым, подразумевающую деловое взаимодействие и общение им с ребенком, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех видах и формах образовательной деятельности.
Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы.
Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
Примечание. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.