Наталья Шатовкина
Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ.
Шатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»
Родители, дети которых имеют тяжёлые речевые нарушения и занимаются у логопеда, знают, что поставить звуки ребёнку сложно. Но ещё сложнее автоматизировать поставленный звук и ввести его в речь. Логопед даёт определённый речевой материал для закрепления. Но, как показывает практика, в домашних условиях целесообразно использовать самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Мы предлагаем вам найти «дидактические» материалы у себя дома и самим придумать увлекательные игры. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, мы рекомендуем заняться изготовлением пособий, игр, тренажёров своими руками. Самодельные средства доступны и понятны в применении, развивают творчество и фантазию, способствуют не только закреплению звуков в речи, но сплачивают членов семьи. Непременным условием является правильное, четкое проговаривание автоматизируемого звука.
Публикация «Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра «Магазин»
Для этой игры вам понадобятся любые игрушки и бытовые предметы, которые есть у вас дома. Предлагаем ребёнку «купить» товар, в названии которого присутствует автоматизируемый звук. По ходу выбора «товара» можно определить место изучаемого звука в слове (начале, середине, конце). Затем можно объяснить, для чего нужен каждый предмет или игрушка, то есть составить предложение.
Например:
- Для чего тебе кастрюля? Кастрюля нужна, чтобы суп варить или кашу.
- Что можно делать с пирамидкой? – Пирамидку можно собирать и разбирать.
Игра «Строим башню»
Для проведения игры понадобятся кубики, детали детского конструктора, геометрические фигуры. Здесь с ребёнком можно устроить соревнование – «Чья башня выше?» На каждый кубик или фигуру называть слово с автоматизируемым звуком. При этом можно называть слова-предметы, слова-действия или слова-признаки.
Например: слова-признаки со звуком [Р] – родной, дорогой, прекрасный, красивый, красный, крупный, короткий, и т. д. Слова-действия со звуком [Л] : бегал, летал, скакал, спал, сидел, стоял, читал, играл, и т. д. Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Поощряйте малейшие успехи детей и будьте терпеливы при неудачах!
Игра «Готовим ужин»
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин. В названии блюд должен быть автоматизируемый звук : [С] - салат, сырники, морс, суп; [Р] – борщ, рыба, рис, салат из помидоров и огурцов. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Игра «Разберём сумку с продуктами»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту?
Ар-р-р-буз или дыню?
Пер-р-р-сики или бананы?
Лук или огур-р-р-цы?
Помидор-р-ры или баклажаны?
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он?
- Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный
(только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая?
- Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая…
Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…
Игра «Варим варенье»
Предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д. и наоборот: черничное варенье из чего?
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый предлагает ребё нку закончить предложения в стихотворении:
Я захотел устроит бал,
И я гостей к себе…. (позвал).
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не…. (идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек… (не нашли).
Игра «Что можно вынуть?»
Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста)
Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?
Игра «Угощаю»
Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).
Игра «Глаза закрой, а рот открой».
Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).
Игра «Подбери слова».
Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» ( можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).
В процессе домашних игр на автоматизацию звуков решаются задачи по развитию мелкой моторики, звукового восприятия, грамматического строя речи детей, обогащению словарного запаса.