МААМ-картинки

Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Наталья Шатовкина
Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ.

Шатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»

Родители, дети которых имеют тяжёлые речевые нарушения и занимаются у логопеда, знают, что поставить звуки ребёнку сложно. Но ещё сложнее автоматизировать поставленный звук и ввести его в речь. Логопед даёт определённый речевой материал для закрепления. Но, как показывает практика, в домашних условиях целесообразно использовать самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Мы предлагаем вам найти «дидактические» материалы у себя дома и самим придумать увлекательные игры. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, мы рекомендуем заняться изготовлением пособий, игр, тренажёров своими руками. Самодельные средства доступны и понятны в применении, развивают творчество и фантазию, способствуют не только закреплению звуков в речи, но сплачивают членов семьи. Непременным условием является правильное, четкое проговаривание автоматизируемого звука.

Публикация «Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Игра «Магазин»

Для этой игры вам понадобятся любые игрушки и бытовые предметы, которые есть у вас дома. Предлагаем ребёнку «купить» товар, в названии которого присутствует автоматизируемый звук. По ходу выбора «товара» можно определить место изучаемого звука в слове (начале, середине, конце). Затем можно объяснить, для чего нужен каждый предмет или игрушка, то есть составить предложение.

Например:

- Для чего тебе кастрюля? Кастрюля нужна, чтобы суп варить или кашу.

- Что можно делать с пирамидкой? – Пирамидку можно собирать и разбирать.

Игра «Строим башню»

Для проведения игры понадобятся кубики, детали детского конструктора, геометрические фигуры. Здесь с ребёнком можно устроить соревнование – «Чья башня выше?» На каждый кубик или фигуру называть слово с автоматизируемым звуком. При этом можно называть слова-предметы, слова-действия или слова-признаки.

Например: слова-признаки со звуком [Р] – родной, дорогой, прекрасный, красивый, красный, крупный, короткий, и т. д. Слова-действия со звуком [Л] : бегал, летал, скакал, спал, сидел, стоял, читал, играл, и т. д. Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Поощряйте малейшие успехи детей и будьте терпеливы при неудачах!

Игра «Готовим ужин»

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин. В названии блюд должен быть автоматизируемый звук : [С] - салат, сырники, морс, суп; [Р] – борщ, рыба, рис, салат из помидоров и огурцов. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Игра «Разберём сумку с продуктами»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он?

- Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный

(только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая?

- Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая…

Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

Игра «Варим варенье»

Предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д. и наоборот: черничное варенье из чего?

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый предлагает ребё нку закончить предложения в стихотворении:

Я захотел устроит бал,

И я гостей к себе…. (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не…. (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту… (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек… (не нашли).

Игра «Что можно вынуть?»

Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста)

Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

Игра «Угощаю»

Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).

Игра «Глаза закрой, а рот открой».

Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).

Игра «Подбери слова».

Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» ( можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).

В процессе домашних игр на автоматизацию звуков решаются задачи по развитию мелкой моторики, звукового восприятия, грамматического строя речи детей, обогащению словарного запаса.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк»Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра "Дружелюбный хомяк" Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Практические советы проведения НОД по ФГОС  1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

В моем саду петунии цветут. Практические советы по выращиванию и уходуВ моем саду петунии цветут. Практические советы по выращиванию и уходу В моем саду петунии цветут (практические советы по выращиванию и уходу) В моём саду петунии цветут, Чудесный бархат лепестков их нежен.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 18:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические советы семье по использованию игр и игровых упражнений по автоматизации звуков у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шатовкина (УИ 96451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД