Дарина Коньшина
Практическая школа «Артикуляционно-речевая аэробика»
▼ Скачать + Заказать документы
В свете последних отрицательных тенденций в речевом развитии детей и усложнения речевых нарушений, актуальным становится поиск новых приёмов и средств коррекции дефектов речи. Всё вокруг имеет свой цикл, ритм: явления природы, дни недели, часы, части суток и т. д. Так и речь имеет свой ритмический рисунок: ведь это последовательность звуков, слогов, слов, предложений… Частыми на данный момент являются нарушения слоговой структуры слова: наблюдаются перестановки, усечения, уподобления; речь у многих носит смазанный характер: нет чёткой артикуляции звуков, в том числе и гласных; страдает общая и мелкая моторика: детям трудно повторить и запомнить ритмичный рисунок движений; слабо развит артикуляционный аппарат : движения языка не чёткие, с недостаточной амплитудой выполнения, часто присутствует дизартрический компонент; речевой выдох короткий, прерывистый. Всё это приводит к трудностям при овладении письма и чтения, так как эти процессы тоже имеют ритмический характер.
Публикация «Практическая школа „Артикуляционно-речевая аэробика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как раз одним из средств преодоления вышеперечисленных трудностей могут являться логоритмические упражнения или речевая ритмика. Она многофункциональна, эффективна, разнообразна и интересна детям.
Основные задачи речевой ритмики:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематических операций;
- вызывание звуков;
- достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
- работа над ритмико-интонационной стороной речи;
- формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и звуковая структура которых еще недоступна детям в полном объеме.
Для того, чтобы повысить эффективность выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковых упражнений, овладения темпо-ритмической стороной речи можно использовать элементы логоритмики в виде:
- «артикуляционной аэробики» (выполнения артикуляционных, мимических, релаксационных упражнений под музыку);
- фонетической ритмики;
- дыхательной гимнастики;
- голосовых упражнений с элементами масссажа.
Практическая часть :
Упражнение «Приветствие» :
Дети стоят в кругу. Руки в стороны, ладони раскрыты.
Ход игры: Педагог называет своё имя и хлопает правой по ладони ребёнка, стоящего рядом. Ребёнок называет своё имя и хлопает рядом стоящего ребёнка по ладони и так продолжается по цепочке до педагога. Педагог снова называет своё имя и хлопает по ладони левой рукой ребёнка стоящего слева и так далее по цепочке.
Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Цветочная лавка»
Инструкция: Перед вами три корзины с цветами: справа, слева, перед вами. Берём воображаемый цветок справа (подносим кулачок к носу и делаем глубокий вдох носом, имитируя нюханье, и произносим фразу (на выдохе) : «Ах, как пахнет!» Потом слева берем цветок (те же действия, и произносим фразу (на выдохе) : «Ох, как пахнет!» Затем берем перед собой и произносим: «Ух, как пахнет!» Повторяем упражнение ещё раз.
Упражнение «Хлопок»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, спина прямая.
Инструкция: медленно поднимаем руки вверх в стороны, делая глубокий вдох носом, затем – хлопок над головой и медленно опускаем руки вниз в стороны, произнося на выдохе а-а-а-а. Далее выполняем упражнение несколько раз, меняя при этом заданный гласный звук.
Упражнение «Курица»
Исходное положение: ноги вместе, носки врозь, спина прямая.
Инструкция: Поворачиваем тело вправо-влево, постукивая при этом руками вдоль туловища, как крыльями (3 хлопка, и произносить, ритмично с движениями рук, слоги с оппозиционными согласными (вправо – па-па-па, влево – ба-ба-ба) и т. д.
Артикуляционная аэробика.
Может использоваться как артикуляционная гимнастика, как физминутка, как занятие во время режимных моментов. Способствует развитию органов артикуляции, развитию мелкой моторики рук, формированию темпо-ритмической стороны речи.
Упражнения выполняются по музыку «Танец маленьких утят»
В соответствии с ритмом чередуем следующие упражнения (сочетаем с движением рук) :
• «толстячок» - «худышка» - кулаки у щек – ладони у щек;
• «шарики справа – шарики слева» - кулак справа – кулак слева;
• «улыбочка» - «трубочка» - указательный и большой палец отведены в стороны, остальные в кулаке – пальцы в щепотке;
• «трубочка» - «окно» - пальцы в щепотке – ладони раскрыты;
• «часики» - кисти вправо – кисти влево (согласно движениям языка);
• «качели» - кисти вверх – кисти вниз (согласно движениям языка);
• «вкусное варенье» - ладонь двигается вперед – назад соответственно движениям языка;
• «лопатка» - «иголочка» - ладонь перед собой – указательный палец перед собой;
• «злой» - «добрый»
• «удивлённый» - «испуганный»
Детям с нарушениями речи зачастую трудно производить фонематические операции. Поэтому фонематический анализ дошкольники могут выполнять с использованием вспомогательных средств – практических ориентиров, к которым относится движение.
При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо сделать акцент на умение выделять гласный звук в слове, поскольку количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Таким образом, дети усваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов.
Фонетическая ритмика
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагменно-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Все это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.
Материалом для упражнений служат отдельные звуки, звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с логопедом, хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными, длительными по времени.
[а] Исходное положение: руки опущены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести вверх и вниз.
[о] Исходное положение: руки опущены.
При произнесении звука [о] руки поднять над головой вверх и округло соединить над головой.
[у] Исходное положение: руки опущены.
При произнесении звука [у] руки вывести вперед и выпрямить перед собой.
[и] Исходное положение: руки опущены.
При произнесении звука [и] руки вывести стороны.
[ы] Исходное положение: руки опущены.
При произнесении звука [ы] развести согнутые в локтях руки перед собой, в направлении вправо-влево.
[э] Исходное положение: руки опущены.
При произнесении звука [э] развести согнутые в локтях руки перед собой, в направлении вверх-вниз.
Работа над дифтонгами проводится в два этапа: сначала детей учат произносить слитно звуки [и] и другой гласный ([и]-[а], [и]-[о], [и]-[э], [и]-[у], [а]-[и], [о]-[и], сопровождая произнесение движениями, плавно переходящими одно в другое. Важно, чтобы характер движений оставался постоянным.
Упражнение «Угадай звук, песенку звуков»
Логопед беззвучно произносит звуки, сочетание звуков, дети угадывают звук или песенку звуков. Потом просим детей показать только артикуляцией звуки, их сочетание, остальные угадывают.
Упражнение «Танец слова»
Материал: карточки с картинками и гласными звуками.
Необходимо произнести предложенное слово, показывая движениями гласные звуки. Например, слово УТКА, произносим и одновременно показываем: Ут – руки вытянуты перед собой, кА - руки разведены вверх и вниз; ПАУК, произносим и показываем руками: пА - руки разведены вверх и вниз, Ук - руки вытянуты перед собой; БАТОН, произносим и показываем руками: бА - руки разведены вверх и вниз, тОн - руки поднять над головой вверх и округло соединить над головой и т. д. Усложнить можно, добавляя топот ногой на ударный слог. Например, слово УТКА, произносим и одновременно показываем: Ут – руки вытянуты перед собой, одновременно топаем ногой, кА - руки разведены вверх и вниз.
Упражнение «Звуки в пляс!»
Для упражнения берём пару оппозиционных звуков, в нашем случае, С и Ш. Эти звуки схожи по способу образования. Воздушная струя идет по середине языка, голосовые связки молчат, образуется щель между языком и зубами. Но, при С – язык внизу, при Ш – вверху. Итак, для звука С движение – присед и руки вниз (как язык вниз, для Ш – тянемся на носочках, руки вверх (как язык вверх). Сначала называем звуки изолированно, потом в слогах, потом в словах. Дети выполняют соответствующие звукам движения.
Следующие упражнения помогут научить слышать гласные звуки, выделять их из речевого потока, отличать от акустически близких им. Все они сопровождаются движениями, что создает практические ориентиры и в дальнейшем поможет научить разбивать слово на составляющие его звуки.
Упражнения выполняются под музыку Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки» композиции неизвестного автора из методики Новиковой-Иванцовой.
Интонационно-ритмические упражнения.
Упражнение «Ритмические дорожки»
Детям предлагаются ритмические дорожки: капельки, зайчик-барабанщик, мишка большой и маленький. На первой дорожке «Капельки» : 2 капли….2 капли…2 капли. Сначала просим выполнять одно действие в соответствии с рисунком, 2 капли – два хлопка, пауза, 2 капли – 2 хлопка, пауза, 2 капли – 2 хлопка. Затем можно усложнить: 2 капли – два хлопка + два притопа, пауза, 2 капли – два хлопка + два притопа, пауза, 2 капли – два хлопка + два притопа. На остальных соответственно «Зайчик-барабанщик» : 1 зайчик….2 зайчика…1 зайчик…2 зайчика. Выполняем аналогично, усложняем одновременным выполнением двух движений. И последняя дорожка, «Мишка большой и Мишка маленький». Большой Мишка говорит и топает громко, а маленький – тихо. В соответствии с рисунком проговариваем и выполняем движения, меняя силу голоса и движения.
Упражнение «Колокол»
Колокол звучит «Бом-Бом». Детям предлагается сделать всё наоборот, если логопед произносит громко «Бм-Бом», то дети тихо. Если быстро – дети медленно. Если низко – дети высоко.
Упражнение «Массаж спины под дождём»
Дети поворачиваются соседу спиной и выполняют движения:
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Поглаживание спины ладошками.