Папки-передвижки

Практическая работа по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр

Бодаевской Яне Васильевне
Практическая работа по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Игра выступает одним из главных стимулов в процессе обучения у младших школьников. С помощью игры активнее происходит возникновение познавательного интереса, так как в природе человека заложена склонность и расположенность к игре. Посредствам игры происходит осмысление мира, окружающей среды и своего места в них. В процессе игры у ребёнка открывается способность разобраться со многими проблемами без сильных эмоциональных затрат, перенапряжения, и, как следствие, срывов. Всё происходит максимально гармонично и естественно. При этом в процессе игры активно задействован процесс развития внимания, воображения, памяти, умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В процессе игры каждый участник задействован и максимально вовлечён в процесс. В игре начинает «работать» интерес к перевоплощению и импровизациям, складываются особые условия, которые максимально располагают к обучению и самостоятельному поиску знаний.

Публикация «Практическая работа по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Во время игры дети учатся сосредотачиваться, самостоятельно формулировать мысли, у них обостряется внимание, возрастает стремление к знаниям. За игрой дети не осознают, что идет процесс обучения посредствам познания, запоминания нового. Дети непрерывно расширяют свой кругозор, учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Интересен тот факт, что во время игры даже самые пассивные из детей с огромным желанием подключаются к игре и, тем самым, к процессу обучения.

Несмотря на то, что игра является развлечением, она носит учебный характер, поэтому присутствие педагога обязательно. Педагог выступает организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Взаимодействие младших школьников с учебным материалом, с учителем и одноклассниками организовано как учебно-познавательное, при котором учитель выступает организующим началом в процессе зарождения познавательного интереса к материалу урока. Это очень важно и значимо, особенно в тех случаях, когда овладение новым материалом происходит посредствам технологии игры.

Уроки, которые носят элементы игры, положительно влияют на возникновение познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик становится полноправным участником познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и достигает их. Во время игры её участник задействует максимум энергии, ума, выдержки и самостоятельности.

Игровым технологиям отводится важная роль в учебно-воспитательном процессе, так как от них зависит не только воспитание познавательных интересов и активизация деятельности обучающихся, но на них возложены и другие важные функции, они:

развивают память, речевые умения и навыки;

– активизируют умственную деятельность учащихся, способствуют улучшению внимания;

– игра является одним из способов борьбы с пассивностью детей.

Познание окружающего мира с помощью игры имеет ряд характерных черт, которые отличают обычное обучение. Познанию такого рода присущи наличие фантазии, самостоятельного нахождения ответов и формирование нового взгляда на обычные факты и явления, получение новых знаний и умений. Игра позволяет педагогу максимально ненавязчиво и незаметно скорректировать поведение отстающих. Но самый главный фактор заключается в том, что во время игры постоянно идет процесс дублирования, повторения и закрепления изучаемого материала, при этом полностью отсутствует давление и навязывание.

Для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста были использованы различные дидактические игры. При этом дидактические игры применялись на различных уроках.

Для развития познавательной активности младших школьников учителю необходимо организовывать и вовлекать обучающихся в активный процесс решения учебных задач. Этому будут способствовать следующие основные направления деятельности учителя: использование на разных этапах уроках математики разнообразных по содержанию дидактических игр и игровых упражнений, которые тесным образом связаны с темой урока; использование в учебном процессе нестандартных форм проведения уроков математики; организация самостоятельной работы обучающихся средствами игры.

Охарактеризуем работу по каждому направлению деятельности и проиллюстрируем конкретными примерами. Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики позволяют стимулировать наше общение с обучающимися, потому что при осуществлении процесса игрового действия взаимоотношения носят более непринужденный и эмоциональный характер. Дидактическая игра должна применяться тогда, когда она тесно переплетается с тематическим содержанием урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует задачам и планируемым результатам урока.

На уроках математики применялись разные формы организации игры: коллективные, групповые и индивидуальные. Каждая дидактическая игра решает конкретную учебную задачу, направленную на совершенствование математической подготовки младших школьников. Дидактические игры использовались на разных этапах урока математики: при объяснении нового материала, при его закреплении, при повторении и осуществлении контроля над усвоением знаний программного материала.

Игровой метод применялся на этапе «Актуализации знаний» при проведении устного счета. На данном этапе использовались дидактические игры, требующие воспроизводящей деятельности, направленные на формирование устных вычислительных навыков младших школьников. Например, такие дидактические игры, как: «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы», «Собери букет», «Собери грибы», «Поймай рыбку», «Самый быстрый почтальон» и другие. Для игр такого типа обязательно использовалась красочная наглядность, которая формирует у детей образное мышление, удерживает их внимание.

Приведем пример одной из названных дидактических игр для устного счета – «Собери грибы». Для проведения игры необходимо подготовить наглядный материал в виде изображения белочки (главного персонажа игры, корзинки, в которую будут складываться грибы, и разные виды грибов. Правила игры – помочь белочке собрать грибы, а для этого нужно правильно решить примеры, записанные под каждым грибком. Решив пример правильно, дети могут положить гриб в корзинку для белочки. Предложенные для решения примеры, закрепляют рассмотренные ранее с детьми устные вычислительные приемы:

18 + 23 = 76 – 28 =

49 + 42 = 80 – 17 =

100 – 74 = 59 + 18 =

16 + 17 = 84 – 28 =

Приведем пример еще одной дидактической игры, которая предлагалась детям для устного счета. Это игра «Самый быстрый почтальон». На доске записываются в три столбика примеры:

= 48-38 25+60 = = 34+25

54+9 = = 48-19 80-13 =

= 70-14 64-40 = = 86-8

24+36 = = 35+28 50+40 =

= 27+18 90-7 = = 54+18

80-6 = = 60+26 60-7 =

Обучающиеся класса делятся на три команды (по рядам). В каждой команде выбираются почтальоны, которые выходят к доске по очереди и находят значения выражений. Найденное значение выражения указывает на номер квартиры в доме, которой адресовано письмо. Задача почтальонов заключается в том, чтобы как можно быстрее разнести письма адресатам. Продолжить разносить письма команда может только в том случае, если их участник правильно решит пример. В случае, если участник игры затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своему товарищу по команде. Победителем считается та команда, которая быстрее всех разнесет письма и безошибочно решит все примеры. Допущенные вычислительные ошибки должны подвергаться анализу и к их исправлению привлекаются все обучающиеся класса.

На этапе «Актуализация знаний» традиционно в методике ведения урока математики используется такой вид работы как проведение математического диктанта. Активизировать деятельность детей при выполнении заданий математического диктанта могут известные школьникам персонажи из литературных произведений, герои мультфильмов, весёлые человечки. Приход на урок игровых персонажей вызывает у детей положительные эмоции, способствует развитию их воображения. В результате повышается поисковая активность обучающихся, более глубокое восприятие и понимание математических заданий. Таким образом, дети плавно входят в учебную деятельность через игровую.

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, учитель может проводить аукцион знаний на своих уроках, т. е. на обсуждение с детьми выставляются по очереди лоты - карточки, на которых записываются: различные математические выражения; формулы нахождения периметра геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника); записи с верно или неверно решенными равенствами или неравенствами. Задача обучающихся заключается в том, чтобы как можно больше сделать сообщений о данном лоте. Причем информация, выдаваемая обучающимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием. На данном этапе урока, как и на этапе актуализации знаний, с обучающимися можно проводить разнообразные дидактические игры, позволяющие в интересной форме организовать повторение изученного материала. А использованный в процессе проведения игры элемент соревнования, способствует активизации учебной деятельности обучающихся и развивает у них внимательность, собранность, быстроту выполняемых действий.

Практика начальной школы показывает, что учителя чаще используют игру на этапе повторения и закрепления учебного материала и довольно редко на этапе получения новых знаний. При знакомстве с новым материалом можно использовать игру, если она содержит основополагающие признаки изучаемой темы. Например, можно предложить детям разгадать новый способ устного вычисления в решении примеров, предложив им поиграть в игру «Учитель-ученик». Перспектива показать другим обучающимся новый способ решения примера стимулирует активную познавательную деятельность ребенка, пробуждает интерес к победе. А это воспитывает в них собранность, находчивость и стремление быстро найти ответ на полученное задание.

Применение дидактических игр и игровых ситуаций на разных этапах урока математики вызывает у детей живой интерес к процессу познания, а, следовательно, помогает им усвоить любой учебный материал без особых затруднений.

Развивать интерес у обучающихся к изучению математики позволит использование в учебном процессе нестандартных форм проведения уроков. Это такие уроки, как: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-сказка. Мнения учителей о нетрадиционных уроках неоднозначны. Одни учителя видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают, что такие уроки нарушают дидактические принципы, искажают структуру урока. Нетрадиционные уроки следует разрабатывать и проводить в начальной школе, так как они являются одним из действенных способов активизации учебной деятельности школьников. Такие уроки совсем не утомляют школьников, когда сюжет охватывает весь урок. Обучающиеся при такой организации обучения проявляют максимум активности, им интересно и все задания выполняются ими с большим удовольствием. Например, учитель может провести урок-сказку, где есть положительные и отрицательные герои (Иван-Царевич и Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Кощей). И как в любой сказке есть завязка (проблемная ситуация, кульминация, развитие сюжета проходит через преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой, т. е. победой добра над злом.

На обобщающих уроках математики использовались игры-соревнования «Самый умный» и «Брейн-ринг». Для организации такого рода игр, заранее составлялись вопросы, на которые требуется краткий ответ. Например, «Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 14. Чему равно уменьшаемое?» или «Год назад Кире было 26 лет. Сколько ей исполниться через 7 лет?». Вместо традиционного опроса на таких уроках был устроен блиц-турнир, где обучающиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя или сообщают ответы в предложенных им для решения заданиях.

Приведем задания, которые были включены в блиц-турнир. Например, проводимый блиц-турнир включал несложные составные задачи, решение которых дети должны представить в виде числового выражения:

– На одном сеансе в кинотеатре побывали а человек, а на другом – на 70 человек меньше. Сколько человек побывали на обоих сеансах?

– В автобусе ехали n человек. На остановке вышли с человек, а вошли d человек. Сколько человек стало в автобусе?

– Выставку детских рисунков за 3 дня посетили а человек. В 1 день ее посетили b человек, а во 2 день – на 4 человека больше. Сколько человек посетили выставку в 3 день?

В рамках каждого урока вносились элементы игры. Для повышения активности детей в учебной деятельности большинство игр содержали элементы соревновательности. Для этого класс делился на несколько команд и проводилось соревнование по решению тех же задач или примеров. Команда, решившая большее количество задач (или примеров) поощряется хорошими отметками. Дидактические игры, призывающие к действию, так и называются: «Кто быстрее?», «Не зеваем!», «Отвечаем быстро», «Кто вернее?».

Многие игры и упражнения строятся на основе дифференцированного подхода, обеспечивая, тем самым, участие в одной игре обучающихся с разным уровнем способностей к обучению. Так, на уроке математики можно предложить детям самостоятельную работу средствами игры «Кто первый добежит до финиша?». В условиях игры, обучающиеся чувствуют себя более свободными, поэтому уверенно и с интересом работают. У каждого ученика своя карточка с заданием, но степень помощи для выполнения задания для каждого предусмотрена разная. Тот, кто справился с решением задачи быстро и правильно, мог считать себя спортсменом. Необычное проведение самостоятельной работы с использованием игровых методов и приемов позволяет формировать любовь к урокам математики у обучающихся с разными математическими способностями.

Многие игры построены таким образом, что обучающиеся либо сами могут проверить себя (самоконтроль, либо проверяют работу друг друга (взаимоконтроль). Самоконтроль позволяют осуществить такие игры, как: «Круговые пример», «Математическое лото». Взаимоконтроль необходим при проведении многих игр, например таких, как: «Рыболовы», «Домино с примерами», «Десантники». Проверка работы своего партнера по игре приносит большую пользу самому проверяющему, так как он лишний раз упражняется в решении примеров и в тоже время овладевает навыками контроля и самоконтроля, столь необходимыми для успешной самостоятельной работы.

Разрабатывая уроки по математике и, подбирая к ним игровой материал, нужно понимать, что ценность дидактической игры определяется не по тому, какая реакция ею вызывается у детей, а в том, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к данному ученику. Задача каждого учителя начальных классов заключается в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, показать ее могущество и красоту, заставить детей полюбить ее. Дидактическая игра как раз позволяет реализовать эту задачу. Основная составляющая в дидактической игре на уроке математики – непосредственное обучение математике. Игра позволяет педагогу довести до обучающихся труднодоступный материал в понятной форме. Дидактическая игра делает возможным не только активное включение обучающихся в учебную деятельность, но и активизирует познавательную деятельность младших школьников.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе «Весёлый паровозик»Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе «Весёлый паровозик» Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе: «Весёлый паровозик" Подготовила.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая работа по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 10:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая работа по развитию познавательного интереса у младших школьников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Бодаевской Яне Васильевне (УИ 2412709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД