Елена Гуменюк
Позновательно-творческий проект «Огород на окне «Тень-тень-потетень»
▼ Скачать + Заказать документы
Огород на окне Тень-тень-потетень
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ОГОРОД НА ОКНЕ «ТЕНЬ-ТЕНЬ-ПОТЕТЕНЬ»
Тип проекта: познавательно-творческий, детско-родительский.
Состав участников: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта: краткосрочный.
Возраст детей: 2-3 года.
Сроки проведения: с 02.04.18 по 20.04.18.
Авторы: воспитатель второй группы детей раннего возраста Гуменюк Е. Ю.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Публикация «Позновательно-творческий проект „Огород на окне „Тень-тень-потетень“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2018
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление, поэтому мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Проблема: Читая сказки «Репка», «Пых», дети раннего возраста не знали, что такое огород, не представляли, как и где растут овощи. Воспитатель предложил оформить огород на окне с овощными культурами.
Предполагаемый результат:
1. Для детей: Формирование первоначальных знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; развитие активного словаря, развитие коммуникативных качеств, интереса к художественному творчеству; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
2. Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений, активное участие в творческой деятельности ДОУ.
3. Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Цель: создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей.
Задачи:
Для взаимодействия с детьми:
1. Формировать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
-наблюдения за ростом растений;
-беседы о значении овощей в жизни человека;
-опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для взаимодействия с родителями:
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога:
1. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
2. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
3. Повышать педагогическую компетентность.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Методы реализации проекта:
Методы работы с детьми:
1. Словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки;
2. Наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, муляжи овощей, схемы;
3. Игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
4. Практические: опытно-исследовательская деятельность, наблюдения.
Методы взаимодействия с родителями: рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Содержание работы по образовательным областям:
Познавательное развитие:
-Беседа «Что такое огород на окне?».
-ОЭД «Разные семена», «Проращивание гороха, фасоли, бобов, кабачка», «Почва - какая она?», «Посадка проросших семян в почву», «Лучок-золотистый бочок».
-Образовательная деятельность «Посадка лука», «Проращивание семян фасоли, гороха, кабачка, бобов».
-Создание коллекции семян овощных культур.
Художественно-эстетическое развитие:
-Образовательная деятельность по рисованию коллективная работа «Лук на грядке».
-Образовательная деятельность по лепке «Лучок», «Зеленый горошек».
-Образовательная деятельность по аппликации «Помидоры и огурцы в банке».
Социально – коммуникативное развитие:
-Сюжетно - ролевые игры «Овощной магазин. Покупаем овощи», «Магазин: овощной отдел», «Собираем урожай», «Доставка овощей в магазин», «Семья готовит борщ».
-Д/И «Овощи на грядке», «Отгадай по вкусу», лото «Овощи», «Чудесный мешочек», разрезные картинки «Овощи».
Физическое развитие:
-Музыкально-ритмическая игра «Мы капустку рубим, рубим».
-Пальчиковая игра «Чтобы вкусный суп сварить».
Речевое развитие:
Чтение потешек, загадок, сказок, связанных с огородом, овощами и фруктами, сказки «Репка», «Пых», стихотворения Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растет у нас на грядке?», С. Крупа-Шушарина «Заинька серенький сеял огород».
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки. Материалы для оформления огорода: заборчик, вязаные игрушки по потешке «Тень-тень-потетень», пластиковые бутылки.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление перспективного плана работы над проектом.
-Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-Создание коллекции семян овощных культур.
-Оформление газеты "Что растёт на нашей грядке?"
-Оформление книги «Загадки с грядки».
-Презентация для родителей «Мы сажали огород».
-Презентация проекта для воспитателей.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.