Наталья Захарова
Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей
о свойствах света и тени.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами света и тени;
- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;
- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;
- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
Актуальность темы:
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?
С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Вид проекта: групповой, среднесрочный.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети средне - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 5 - 7 лет
Срок реализации: с 5 июня по 30 июня 2017 г.
Схема поэтапной реализации познавательно – исследовательского проекта «Свет и тень»
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.
Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.
Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;
- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;
- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;
- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность. Входят в проблему. Делятся своими знаниями о живой природе.
2 этап
Практическая работа. Обсуждение результатов
Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.
Подготавливает дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», разрезные картинки «Всё, что светит ярко».
Подготавливает и проводит консультацию с родителями воспитанников по теме «Увлекательные игры с тенью».
Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.
На прогулках проводит подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом». Перед знакомством со свойствами света и тени проводились беседы о источниках света, правилах безопасного использования их.
3 этап
Систематизация информации Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.
Изготавливает ширму для теневого театра.
Подготавливает дидактические игры, загадки по систематизации пройденного материала. Подготовка к оформлению лепбука «Игры с тенью». Заучивают стихотворение «Солнце и тень» Галины Рукосуевой.
Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.
4 этап
Заключительный Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на педсовете. Участвуют в изготовлении атрибутов для разыгрывания сказок в театре теней, делают выводы по проблеме.
План реализации познавательно - творческого проекта «Свет и тень»
Направления развития и Виды детской деятельности
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность
- Настольно печатные игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света».
- Игра: «Свет бывает разный».
- Игровая ситуация: «Угадай сказку» (по тени).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».
- Игровое упражнение: «Допрыгай до тени».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим миром
-Беседы: «Знакомьтесь свет и тень», «Источники света», «Солнце».
-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
-Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»
- Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Тень»;«Фиксики. Театр теней».
- Проведение опытов по выбранной теме.
Введение в математику
- игры с разрезными картинками - «Всё, что светит ярко».
Развитие речи и обучение грамоте - беседы: «Огонь наш друг и враг», «Куда прячется тень».
Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;
- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней;
- чтение и заучивание стихотворений «Солнце и тень» Галины Рукосуевой; «Восход солнца» Сергея Есенина; «Солнце с тучкою…» Валентина Берестова.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Изобразительная деятельность
- вырезание силуэтов сказочных персонажей;
- фиксирование результатов опытов.
Просмотр сказок в театре теней.