Алия Волкова
Познавательный проект «Здравствуй, березка!» Младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
В качестве объекта исследования выбрана березка, что обусловлено рядом причин.
Публикация «Познавательный проект „Здравствуй, березка!“ Младшая группа» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.
2. Березка – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения, березка – отличительные особенности).
3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
Тип проекта - познавательный, по длительности – краткосрочный.
Участники - все дети группы.
Цель проекта – систематизация имеющихся знаний о жизни березки.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к природе.
2. Приобщить к процессу познания.
3. Формировать представления о жизни березки.
4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
5. Способствовать поддержанию семейных традиций.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево.
2. Знать, для чего нужны деревья, листья.
3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
Подготовительный этап.
Особое внимание мы уделили выбору и подготовке оборудования и материалов. Для проведения исследования был подготовлен альбом для оформления результатов наблюдения; карандаши, восковые мелки; лупа; фотографии, репродукции картин с изображением деревьев.
Изготовлен «Волшебный мешочек» для игры «Угадай, что в мешочке?» (определение предметов на ощупь, «Ящик ощущений» для более крупных предметов, модель дерева, Выбрана березка на территории детского сада для обследования всей группой. Подобрана классическая музыка для прослушивания (А. Вивальди «Времена года», дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. В итоге, большинство родителей согласилась участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость. Во время прогулок познакомила детей с деревьями, растущими на участке группы, а также на территории детского сада.
Практический этап.
Провели беседу о березке с целью выяснения представлений об этом растении. Во время прогулки смоделировали проблемную ситуацию: Березка пригласила детей к себе на именины. Она попросила выполнить её желания и задания: погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - елочкой, доказать что она – дерево.
Так как березка любит слушать песни, стихи и у неё именины, попросила её порадовать. Дети пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их, подарила листочки, только она была расстроена, потому что каждый год у нее и ее подружек куда-то девались листочки, а куда они девались – она не знала. Мы с детьми решили узнать, куда деваются листочки с деревьев и рассказать березе и ее подружкам.
Дети предложили множество вариантов. Вместе с родителями мы разбились на группы, и каждая группа выбрала для наблюдения свое дерево.
В реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические:
-наблюдение, исследование во время прогулки,
-домашние задания;
-экскурсия «Поход в парк»;
-прогулки: «Берёза», «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки»;
-беседы по содержанию стихотворений: «Помогу берёзке», «Звуки осени», «Листопад»;
-дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Что сначала, что потом», «Много – один», «Найди дерево по описанию»;
-подвижные игры: «Беги к дереву», «Мы осенние листочки», «Листопад»;
-чтение стихотворения: «Берёза», «Осень», «Хоровод друзей» и другие;
-заучивание отрывка из стихотворения «Берёза».
Разнообразить деятельность детей, заинтересовать помогли загадки, поговорки, выставки рисунков, сочинение и чтение сказок, рассказов, разучивание песен, пластических этюдов.
Дети вместе с родителями сделали аппликации из листьев.
При знакомстве с березкой активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий – низкий», «толстый – тонкий». Описывая березу, употребляли такие выражения как: береза высокая, кудрявая, милая березонька. Ствол тонкий, белый.
Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дали понятие листопада. Решили проблемную ситуацию: почему медленно падают листья?
Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад», вместе с музыкальным руководителем выучили песню М. Ивенина «Падают листья».
Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты: пышный, разноцветный, яркий.
Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину, составили узоры, сделали игрушки из листьев. Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая. Наблюдая за насекомыми, определили жителей, живущих рядом с березой, их значением и жизнью. Выяснили, что листья нужны не только насекомым, но и людям (лекарственные растения и д. р.). Проследили путь листа от зеленого до коричневого сухого.
Вместе с родителями собрали схему изменения листа от зеленого до коричневого сухого, составили мнемотаблицу.
Работа с родителями заключалась в объяснении не только задач экологического характера, но и развития речи детей.
Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие ребенка. С этой целью провели родительское собрание «Экологическое воспитание младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».
Презентация проекта прошла в форме создания мини-музея «Опавшие листья». На презентацию пригласили Березку – был изготовлен макет дерева, который внесли в группу.
Вместе с родителями дети создали разделы музея: «Одеяло из листьев», «Листья для художника», «Кому нужны опавшие листья», «Волшебное превращение листьев». Главная проблема – куда деваются листья – была детьми решена. При организации просмотра выставки Березка поблагодарила за интересный ответ на её вопрос. Сразу была определена новая проблема «Что же нужно Берёзке для её жизни»?
Ожидаемые результаты получены в полной мере. По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за своими деревьями, поэтому работа продолжалась посезонно. Родители с удивлением обнаружили, что деревья - это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.