Казанова Анна
Познавательный проект «Выращивание овощей на территории детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект – «Выращивание овощей на территории детского сада»
Идея проекта : Создание на территории участка для прогулки клумбы - грядки.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : Заведующая ДОУ: Овчинникова. Н. В. ; Воспитатель: Казанова А. С. : воспитанники детского сада; родители воспитанников.
Публикация «Познавательный проект „Выращивание овощей на территории детского сада“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сроки проведения проекта : с 22 мая по 14 августа 2017 года
Введение
Человек издавна разводит на огороде полезные культуры, даже разводит такие крупные овощи как кабачки, тыква, патисоны. Мы решили попытаться вырастить огурцы и помидоры на территории детского сада, чтобы самим выяснить, можно ли от такого способа выращивания получить небольшой урожай овощей.
Традиционно на территории детского сада создается огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами неживой природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребенком находятся сами объекты природы, (с экологической точки зрения) условиях и демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.
Труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Дошкольники становится участниками деятельности через наблюдения за деятельностью взрослых и посредством своего практического участия. Дети трудятся вместе с воспитателем по подгруппам. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода.
Актуальность проекта
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. На уроках «Окружающего мира» мы познакомились с развитием растения из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. Мы изъяли желание вырастить свое собственное растение и пронаблюдать за его развитием.
Цель проекта : расширить знания детей о пользе овощей; сформировать у детей чувство ответственности; воспитывать трудолюбие и желание участвовать в общем деле, довиваться наилучшего результата ухаживать за посевами, воспитывать бережное отношение к посевам; развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами (почва, земля, пророщенные семена, росток, лунка).
Задачи проекта :
1. Узнать историю о появления огурцов.
2. Узнать какое значение имеют огурцы в жизни человека.
3. Наблюдать за ростом и развитием овощей.
4. Установить условия, влияющие на прорастание семян.
5. Формировать знания детей об уходе, необходимых условиях света, для роста огурцов.
6. Закреплять умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
7. Научить детей видеть результат своего труда.
8. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками и спонсорами в осуществлении данного проекта, сделать выводы по данному проекту.
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Ресурсное обеспечение:
• Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме) ;
• Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал (рассада помидоров и огурцов) средства ухода (пакетированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки, материал для оформления творческих работ.
Обьект исследования: семена огурцов «Зазуля» и «Корнишон» и рассада помидоры «Черри».
Этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный этап:
1. Поставлена цель, определены основные задачи
2. Изучили информацию по данной теме в различных источниках литературы и в сети Интернет, просматривание телепередач с Еленой Малышевой.
3. Провели наблюдение за ростом семян огурцов, по мери их развития.
4. Познакомили детей с историей, особенностями строения и условиями выращивания и полезных свойствах овощей, используя беседы, чтение худ. литературы, загадок, пословиц и поговорок, дид. игры и др.
Реализация проекта :
Организация обучающей деятельности.
1. Обучающая деятельность познавательного цикла.
Тема: Что растет на огороде!
Цель: познакомить детей с растениями, растущими на огороде, их формами и цветом
2. Обучающая художественная деятельность.
Тема: Рисование овощей красками.
Цель: упражнять в изображении округлой формы.
Организация вне образовательной деятельности
1. Чтение русской народной сказки «Репка», потешки «Огуречик, огуречик», стихотворений М. Пожарова «В огороде», К. Авдеенко «Морковка».
2. Отгадывание загадок об овощах
Игровая деятельность
Дидактические игры.
1. «Урожай»
Цель: закрепить знания детей об основных овощах и фруктах.
2. Лото «Овощи и фрукты».
Цель: развивать умение группировать предметы, мышление, познавательную активность, внимание, речь, совместную игровую деятельность.
Подвижные игры
1. «Воробьи-попрыгунчики», «Карусель».
Цель учить прыгать на двух ногах, не толкаться, проговаривать слова игры.
Загадки:
Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен я сырой.
Ну, кто же я такой (огурец)
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки (помидор)
Без окон без дверей
полна горница гостей (огурец)
Летом в огороде,
Свежие зеленые,
А зимою- - в бочке,
Крепкие, соленые (огурцы)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят и меня томат,
В щи кладут и так едят (помидор).
Экспериментальный этап
Оборудование: почва, семена, посадочный инвентарь, фотоаппарат.
1. Подготовка посадочного материала: подбор семян для закрытого грунта, замачивание семян в теплой воде;
2. Подготовка грунта, дренажа, посадка семян на глубину 1,5-2 см, при температуре 250С;
3. Наблюдение за ростом растений, осуществление ухода за растениями.
Рассматривание семян через лупу. Сравнивают их. Какие семена больше, какие поменьше. Что мы с вами там увидели? Дети перечисляют. Говорят о том, что у некоторых семян появились ростки. Дети говорят, что сегодня мы будем сажать семена огурцов и рассаду помидоры.
С ребятами приступили к посадке семян огурцов и рассады помидор.
Воспитатель обьясняет в какой последовательности будем сажать: обращает внимание детей на то, что клумбу не насыпаем полную,чтобы вода при поливе не смывала землю через края;затем надавливаем палочкой на землю,чтобы получить небольшое углубление – лунку; далее- на дно лунки кладем семя огурца и засыпаем его земелькой; обильно поливаем. Также мы посадим и рассаду помидоров.
Наблюдения.
Наблюдение 1 «Растения нашего участка». Осмотр участка, нахождение растений, определение их названий.
Наблюдение 2 «Какие они – растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Наблюдение 3 «Кто помогает растениям расти?» Дети обсуждают, почему растения выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают» : солнце, дождь, земля и люди.
Наблюдение 4 «Где растут овощи и садовые цветы?» Беседы с детьми на основании личного опыта.
Наблюдение 5 «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.
Ожидаемые результаты.
1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира.
2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
2. Этап – заключительный.
• Фото-выставка «Как мы выращивали помидоры и огурцы
• Выставка рисунков «Наши овощи на грядке»
• Сбор урожая
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
Приложение
Интересные и забавные факты об огурцах
Огурцы различаются по размеру, форме и цвету и культивируются по всему миру в различных климатических зонах. Обычно они обладают темно-зеленой кожурой и хрустящей влажной мякоть. В середине плода располагаются съедобные и семена. Огурцы являются просто кладезем витаминов. Они содержат витамины В1,В2, В3,В5 и В6, фолиевую кислоту, витамин С, железо, кальций, Цинк, магний, фосфор и калий, в то же время огурцы состоят на 95% из воды. Используют огурец вместо ластика для ручки. Дэвид Томас из Великобритании в 2015 году вырастил самый тяжелый огурец в мирре,вес которого составил 12,9 кг. Огурцы могут помочь снизить отечность глаз. В России огурец выращивали повсеместно, в,XVI-XVII веках возникли известные огуречные «столицы»-Муром, Суздаль,Клин,Нежен. 27 июля отмечается Международный День Огурца, в Суздале именно в этот день впервые был организован праздник огурца. Свежий огуречный сок многим помогает во время кашля. Огурцы повсеместно применяются в косметологии, медицине и диетологии.
История возникновения огурцов
Огурцы появились в культуре более 6000 лет назад. Их родина – тропические и субтропические районы индии, где они до сих пор растут в естественных условиях. В Россию огурцы пришли из Восточной Азии. И хотя первые печатные упоминания об огурцах на Руси относятся только к XVI веку, они были известны россиянам еще до IX века. ПетрI высочайшим повелением издал указ о создании специального хозяйства по выращиванию огурцов, но к тому моменту овощи уже были привычным кушаньем на столах простых русских людей. Путешественники из Западной Европы отмечали, что огурцы на Руси разводятся в невероятном количестве и растут лучше, чем в Европе. Огурец был первой культурой в России, выращиваемой в защищенном грунте. Сейчас огурцы занимают первое место по площадям в защищенном грунте в России и имеют множество разновидностей сортов. Для сравнения - в мире на первое место вышел томат, но у нас он на втором месте.
История происхождения томатов
Томат, он же помидор, давно известен как огородное растение, без него не обходится ни один праздничный стол. Он используется для приготовления салатов, закусок, а также употребляется в сыром виде. Томатом называется само растение, а его плоды — помидорами. Они могут быть красного, желтого, зеленого, розового и даже бордового цвета.
Томат пришел к нам из Южной Америки. Дикие и полудикие виды этого растения до сих пор встречаются на этом материке. Томат был известен еще ацтекам, сохранилось его древнее название — томатль. В XVI в. томат стал известен в Европе. Первыми европейскими государствами, куда попал томат, стали Португалия и Испания. Затем это растение по достоинству оценили во Франции и Италии. В XVIII в. томат попал в Россию, но изначально его выращивали как декоративное растение, а его плоды считались ядовитыми.
До наших дней дошла история о том, как недруги президента США Джорджа Вашингтона подкупили повара, чтобы отравить президента. Повар в качестве яда решил использовать помидоры. Президент оказался в восторге от необычного блюда и поблагодарил повара, а затем спокойно отправился решать важные государственные проблемы.
В России помидор перестал считаться ядовитым в XVIII в. Съедобные качества помидора открыл и описал дворянин и ученый Андрей Тимофеевич Болотов, который, кроме других наук, изучал также и агрономию. Однако однозначного ответа на то, чем является помидор — ягодой, овощем или фруктом — до сих пор нет. Ботаника называет помидор ягодой. В конце XVIII в. американским судом было постановлено, что помидор — это фрукт, однако при перевозке помидоров с них взимался таможенный сбор как с овощей. В 2001 г. Евросоюз постановил, что помидор — это все же фрукт.
В нашей стране помидор продолжают считать овощем.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011
7. Растениеводство, 3 изд., М., 1971.
8. Наглядно-дидактические пособия. Серия «Расскажите детям о…», Серия «Мир в картинках», Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Цветы».
9. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года, Средняя группа (4-5 лет). - М. :Мозаика-Синтез,2014
10. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозаика-Синтез,2009https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-aplikaci-vo-vtoroi-mladshei-grupe-otkrytka-dlja-mamy.html
11. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М. :Мозаика-Синтез,2010
12. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования,2014
13. Ресурсы Интернета