Прохоренко Ольга
Познавательный проект в средней группе «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развиваем речь, играя»
Актуальность проекта :
Правильно говорить в наше время могут не многие. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи и формирования связной речи. Большая роль в этой работе отведена играм :
Публикация «Познавательный проект в средней группе „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
- дидактическим (при развитии слухового внимания и упражнениях в отчетливом произношении многосложных слов и трудных звуков);
- сюжетно - ролевым (при развитии связной)
- театрализованным (при развитии диалогической речи)
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Цель:
развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
· Формирование умений и навыков по составлению рассказов по мнемотаблицам; пересказ сказок по серии сюжетных картин.
- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.
- Создание серии авторских конспектов по речевому развитию через игровую деятельность
- Привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Сроки реализации проекта : ноябрь 2020 г. – май- 2021 г.
Участники проекта : дети средней группы "Солнышко", воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, родители.
Тип проекта : познавательный, речевой, игровой, творческий.
Вид проекта : Групповой, долгосрочный.
Предметно - развивающая среда :
1. Фланелеграф и картинки для сказок "Репка", "Теремок", "Колобок", "Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят", "Курочка - ряба", и др.
2. Дидактические игры: "Сказочные герои"; "Профессии", "Назови полное имя", "распредели по группам", и др.
3. Кукольный настольный театр "Три поросенка"; "Кот в сапогах", "Теремок", "Морозко", "Кот, петух и лиса", "Лиса и Волк".
4. Пальчиковый кукольный театр.
5. Сюжетные картинки для составление рассказов по временам года,
6. Сюжетные картинки для составление пересказов знакомых сказок,
7. Подборка НОД по речевому развитию по лексическим темам:
8. Мнемотаблицы для заучивания простейших стихов и составлению описательных рассказов.
9. Магнитная доска и плоскостные магнитные фигуры по темам: «Домашние животные и их детеныши, «Дикие животные и их детеныши», «Транспорт», «Кто где живет».
10. Пальчиковый сухой бассейн.
Формы и методы. В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры
- пальчиковые игры.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки, оформление выставки, консультации для родителей.
Планируемый результат: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап. Постановка методических задач, сроки их реализации
2. Разработка плана педагогами.
3. Основной этап. Реализация проекта.
4. Подведение итогов. Презентация проекта.
1. Подготовительный этап.
1. Постановка методических задач, сроки их реализации.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Определение состояния речи детей, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования основной образовательной программы
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
2. Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
1. Подбор художественной литературы.
2. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
3. Основной этап. реализация проекта
1.. Подготовка необходимого оборудования.
2. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.
3. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
4. Совместные мероприятия с родителями и детьми: показ детьми для родителей инсценированной сказки "Вот как я умею".
4. Этап – результативный.
Выставка творческих работ для родителей.
Оформление альбома с помощью родителей.
Реализация проекта.
Формы работы:
Работа с родителями:
Консультация "Значение сказок в жизни ребенка"
Консультация "Ребенок и книга"
Консультация «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Подбор раскрасок на тему "Герои русских народных сказок" в соответствии с возрастом детей.
Цель: Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении развития речи в средней группе
Формы работы с детьми на 2 - основном этапе работы.
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, слов - антонимов, слов омонимов, развитие быстроты реакции, ловкости.
"Подбери пару", "Подскажи словечко", "Кто как передвигается", "Что происходит в природе?", "Из чего сделано?", "Кто кем был? Кто кем станет?", "Какой овощ?", "Чья голова? Чей хвост", "Назови и отгадай", "Где, что лежит", "Назови одним словом", "Скажи наоборот", "Горячо – холодно", "Раздели на группы", "Четвертый лишний", "Один - много", " Хорошо - плохо", "Далеко - близко", "Обобщающие понятия", "Назови ласково", "Назови полное имя"
Подвижные игры со словами:
Цель: способствовать развитию фонематического восприятия;
- формировать лексико-грамматическую сторону речи;
- активизировать словарный запас.
"У медведя во бору", "По ровненькой дорожке", "Мы - веселые ребята", "Воробушки и кот", "Птички в гнёздышках", "Листопад", "День – ночь", "Гуси - лебеди", "Кот и мыши", "Гори - гори ясно ", "Мышеловка", "Пастух и стадо", " Воевода", "Повар и котята".
Театрализованные игры.
Цели:
-обогащать словарь детей, активизировать его;
-развивать речь как средство общения;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- формировать интерес к русскому фольклору и театрализованной деятельности;
-формировать умение концентрировать внимание на выбранном персонаже, передавать его характерные черты при помощи мимики и жестов;
Игра – драматизация «Репка», «Колобок», «Теремок»;
Игра – инсценировка по русской народной сказке «Вот как я умею»;
Игра – драматизация сказки (пальчиковый, настольный) театр - «Зимовье зверей», "Бычок - смоляной бочок", «Репка».
Сюжетно-ролевые игры.
Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители,
продолжать развивать речь, пополнять представление об окружающей жизни и профессиях.
"Парикмахерская", "Магазин", "Кафе", "Строители", "Больница", "Семья", "Айболит", "Поездка по городу".
Консультация для родителей:
«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:
"Узнай по описанию"
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
"Что изменилось?"
Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).
Игры на словообразование:
"Угадай животное"
Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
"Магазин посуды"
Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.
Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:
"Какая? Какой? Какое?"
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
"Бывает – не бывает"
Цель: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.
"Подбери другое слово"
Цель: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Дидактические игры по развитию речи.
Цели:
Формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Активизировать употребление в речи названий
предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,
отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков.
Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в
предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей
животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном падеже.
"Кто как разговаривает?"
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
"Кто где живёт?"
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
"Подскажи словечко"
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
"Кто как передвигается?"
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
"Горячий – холодный"
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
"Что происходит в природе?"
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
"Кто может совершать эти действия?"
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
"Из чего сделано?"
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
"Разложи по полочкам"
Цель: ориентировка в пространстве.
"Кто кем был?"
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
"Какой овощ?"
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
"Чья голова?"
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
"Четвёртый лишний"
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
"Один – много"
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
"Животные и их детёныши"
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
"Что бывает круглым?"
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
"Обобщающие понятия"
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
"Хорошо – плохо"
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
"Близко-далеко"
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
"Назови ласково"
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
"Весёлый счет"
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
"Назови полное имя"
Цель : Закрепить у детей умение образовывать формы полных имен от имен детских
"Кто кем станет, когда вырастет"
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «а».
"Угадай дерево по листу"
Подвижные игры с речевым сопровождением.
1. «Гуси – лебеди»
2. «Мы - веселые ребята»
3. «Кот и мышка»
4. «Ловишки из круга»
5. «Гори, гори ясно!»
6. «Мышеловка»
7. «Пастух и стадо»
Подвижные игры по мотивам художественных произведений.
«Теремок»
«Волк и козлята»
«Красная Шапочка»
«Бармалей»
«Муха-Цокотуха»
«Зайцы и лиса»
Дети в масках зайчиков стоят в кругу.
Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук….
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.
Кто проиграл - тот становится «лисой»
Сюжетно - ролевая игра "Путешествие по городу".
Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять представление о городе, профессиях.
НОД по речевому развитию по теме "
Рассказывание сказки "Колобок" для детей средней группы
Программное содержание:
- Учить употреблять слова, обозначающие состояние, качества и характеристики.
- Называть любимую сказку и рассказывать понравившиеся сюжеты из нее;
-совершенствовать умение детей использовать разнообразные выразительные средства : интонацию, темп, тембр речи, пластику, движения, умение передавать образ героя, придумывать фантазировать;
- учить драматизировать с помощью взрослого небольшую сказку ("Колобок");
-воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;
- развивать связную речь.
Театр - фланелеграф
«Репка»
Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление.
Продолжать побуждать к активному участию в театрализованной игре
Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Театр на руке –пальчиковый
«Бычок - смоляной бочок»
Задачи для педагога: Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев.
Игровая задача для детей: Развивать творчество и самостоятельность в создании художественного образа.
Театр настольный
«Теремок».
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей
Игровая задача для детей: Расширить словарный запас детей
Театр - фланелеграф
«Заюшкина избушка»,
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.
Расширить словарный запас детей
"Три поросенка "
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей.
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.
Развивать понимание эмоциональных состояний.
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям
Театр - фланелеграф
Игра "Волк и семеро козлят",
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.
Расширить словарный запас детей
Театр на руке – пальчиковый
«Зимовье зверей»
Задачи для педагога: Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев, Развивать связную речь детей, Развивать умения звукоподражания своим героям
Игровая задача для детей: Развивать творчество и самостоятельность в создании художественного образа.