Вера Садилина
Познавательный проект «Покормите птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :социальный,познавательно – исследовательский, творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: долгосрочный (с 19ноября 2018 г. по 28 февраля я 2019 г.)
Участники проекта : дети старшей группы «Почемучки», воспитатели, родители.
Актуальность:в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно - исследовательскую деятельность.
Публикация «Познавательный проект „Покормите птиц зимой!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цель проекта : Сформировать экологические знания у дошкольников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта :
- создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта).
- сформировать представления о зимующих птицах, о пользе птиц в природе;
- учить узнавать пернатых по внешнему виду;
- формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
- воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать;
- привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях, а последних к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие».
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
Формы работы
1. Образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность
7. Проведение ситуативных бесед
8. Продуктивная деятельность.
9. Опытно – исследовательская деятельность.
10. Музыкально – ритмические движения.
11. Заучивание стихотворений, песен.
12. Создание альбома «Зимующие птицы, что мы о них знаем»
13. Проведение совместно с родителями акции «Покорми птиц зимой!»
Методы и приё мы:
1. наблюдения;
2. беседа;
3. сбор информации;
4. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа (изготовление кормушек).
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В результате проведенной работы дети получат много новых знаний о зимующих птицах. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки, узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Реализация проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
2. Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
3. Составление план проекта, разработка методических материалов (конспектов ОД, бесед, групповых консультаций для родителей).
4. Создание развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта.
5. Подбор сюжетных картин, иллюстраций, слайдов, художественных произведений, бесед, разных видов игр с детьми, подготовка атрибутов, масок для игр.
6. Организация совместной деятельности с родителями для эффективной реализации проекта.
2 этап – основной (практический).
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие.
Наблюдения во время прогулок.
«Наблюдение за птицами зимой»,
«Зимующие птицы»,
«Наблюдение за синицей»,
«Наблюдение за вороной»,
«Наблюдение за снегирём»,
«Наблюдение за поведением птиц у кормушки».
Рассматривание картин: «Зимующие птицы», «Птицы на кормушке», «Дети кормят птиц».
Просмотр слайдов и презентаций по теме проекта.
«Речевое развитие.»
Беседы: «Кто как зимует?», «Что ты знаешь о зимующих и перелётных птицах?», «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Чем птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах?»; «Какую пользу приносят птицы?» : «Меню птиц»; «Найди домик для птички», «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»; «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой кормить птиц».
Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…», О. Григорьевой «Синица», А. Яшина «Покормите птиц».
Чтение художественной литературы:С. Маршак «Где обедал воробей?», З. Александрова «Гули-гули», Н. Хилтон «Скворечник», В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Берестов «Воробушки», А. Барто «Воробей», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Словесные дидактические игры: «Назови ласково», «Кто кем будет?», «Один - много», «Угадай по описанию», «Что за птица?», «Угадай, кого не стало», «Большие и маленькие птицы на кормушке», «Накорми птиц», «Найди маме птенца», «Каких птиц много на дереве?», «Назови и покажи зимующих птиц».
«Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание силуэтов птиц.
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и рябина», Голуби сизые».
Рисование - «Птицы синие и красные», «Красные как яблоки на ветках снегири», «Покормим птиц», «Воробышек».
Лепка - «Орлы на горных кручах», «Птицы».
Конструирование: «Кормушка для пернатых».
Социально – коммуникативное развитие.
Подкормка птиц во время прогулок, вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Сюжетно - ролевые игры: «Больница птиц», «Пригласи синичку в гости», «Птичкина столовая», «Птичкин двор».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как птицы защищаются?», «Что значит заботиться о зимующих птицах?», «Пернатые друзья».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц», песни «Птички» муз. Т. Ломовой, «Воробей» муз. Ветлина и др.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка, «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Кот и воробьи», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р. н. игра, «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Гуси – лебеди», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки», «Птички», «Кормушка», «Сел на ветку снегирёк», «Сорока», «Птичка крылышками машет».
Мероприятия по работе с родителями:
-приобщить родителей к подбору художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы;
- рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах;
- участие в акции «Сделай кормушку и помоги птицам выжить зимой!» (изготовление домиков - кормушек);
- разучивание стихотворений и пальчиковых игр о зимующих птицах;
- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
- индивидуальное и групповое консультирование по теме проекта;
-организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения за птицами».
3 этап – заключительный.
В результате проведения данного проекта «Покормите птиц зимой!» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе, для развития у детей любознательности, творческих способностей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
1. Индивидуальные беседы с родителями воспитанников о результатах реализации проекта «Зимующие птицы».
2. Викторина: «Зимующие птицы». Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
3. Выставка совместного творчества родителей и детей (домики – кормушки для зимующих птиц).
4. Подведение итогов акции «Сделай кормушку и помоги птицам выжить зимой», вручение дипломов.
5. Участие обучающихся 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Тербуны (кл. руководитель Горшкова И. В.) в организации столовой для зимующих птиц на участке ДОУ.
Продукт проектной деятельности :
1. Папка – передвижка «Покорми зимующих птиц!»;
2. Папка с наглядностью по лексической теме «Зимующие птицы»;
3. Шапочки – маски для подвижных игр;
4. Консультации для родителей по теме проекта;
5. Пальчиковые игры для детей по теме проекта;
6. Кормушки для зимующих птиц;
7. Фотоотчёт по теме проекта.