Лопасова Екатерина
Познавательный проект «Занимательная математика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Срок реализации:1 месяц (с 1 октября по 1 ноября 2020г.)
Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).
Автор проекта : воспитатель Лопасова Е. С.
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
3. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
4. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
5. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
7. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
8. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Постановка цели и задач проекта.
3. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
4. Подбор дидактических, подвижных игр и развивающих игр по математике.
5. Подбор цикла: задачи-шутки, занимательные вопросы, загадки, стихи, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, лабиринты по ФЭМП.
6. Создание математического уголка в группе.
7. Составление плана основного этапа проекта.
8. Разработка конспекта по изобразительной деятельности: «Рисование города» с помощью геометрических фигур, лепка «Весёлые цифры», по познавательному развитию «Путешествие в сказку», математического развлечения : «Путешествие на планету Точных наук».
9. Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
10. Проведение анкетирования родителей.
11. Оформление папки – передвижки «Весёлая математика дома».
12. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
13. Разработка рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
14. Разработка родительского собрания «Роль игры в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Основной этап:
1. Занятия согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе.
-Занятие по ФЭМП «Путешествие в сказку»;
- Занятие по изобразительной деятельности: рисование «Рисование города с помощью геометрических фигур», лепка «Веселые цифры».
2. Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
3. Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
4. Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
5. Работа со счетными палочками.
6. Дидактические игры с математическим содержанием : «Кубики для всех», «Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек»,Числовые домики, «Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки».
7. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
8. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
9. Пальчиковые гимнастики.
10. Физкультминутки «Раз, два стоит ракета», «Сделай фигуру».
11. Беседа «Чем мне интересны математические игры».
12. Анкетирование родителей.
13. Консультации для родителей «Весёлая математика дома».
14. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка».
15. Родительское собрание «Роль игры в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Заключительный этап:
1. Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
2. Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
3. Использование дидактических игр по ФЭМП.
4. Итоговое мероприятие – математическое развлечение : «Путешествие на планету Точных наук».
5. Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, родительское собрание «Роль игры в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», для них была оформлена папка – передвижка «Весёлая математика дома», даны рекомендации «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка».
Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родители принимали активное участие, подбирая занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием :
- «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания :
«Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
«Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до10; закреплению знаний о геометрических фигурах.
«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
«Математический планшет». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации.
«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
«Часики» Цель: упражнять в определении и установлении времени по часам.
«Математические весы» Цель: обучать детей сложению чисел, сравнению чисел между собой.
«Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
«Клубника в варенье» Цель: развивать умение считать, графическое и буквенное написание цифр, понятие количественного состава.
«Посчитай-ка» Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
«Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме и размеру.
«Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение обозначать число цифрой.
«Что сначала, что потом» Цель: совершенствовать представления о временных отрезках.
«Состав числа» Цель: упражнять в раскладывании числа на два меньших и составлять число из двух меньших.
«Прятки» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
«Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме, находить закономерность.
«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, динамические паузы и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены : уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также было проведено математическое развлечение «Путешествие на планету Точных наук».
Результаты проекта.
Работа над проектом положительно повлияла на повышение уровня математических представлений детей, также выработался интерес к процессу познания математики и интеллектуальной деятельности ребят, повысила интерес со стороны родителей к участию в проекте.