Анастасия Шуина
Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»
▼ Скачать + Заказать документы
“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)
Тема проекта : «7 струн души русской»
Руководитель проекта :
Шуина Анастасия Евгеньевна – музыкальный руководитель.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательный.
Публикация «Познавательный музыкальный проект „7 струн души русской“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Проблема исследования: На одном из музыкальных занятий при прослушивании фрагмента "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" композитора Н. А. Римского - Корсакого, в которой роль Белки, поющей русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" исполняет флейта,один из детей задал вопрос - это дудочка сейчас звучала? И мы тогда стали с ребятами разбираться, чем же отличаются и похожи эти инструменты и какие ещё русские народные инструменты мы уже знаем, и о каких хотели бы узнать.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения музыкальным руководителем и детьми) : Освоение русских народных инструментов детьми старшего дошкольного возраста при непосредственной помощи музыкального руководителя будет способствовать их творческому развитию, формированию у них любви к русскому народному творчеству,расширению кругозора и музыкального словаря дошкольника.
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о русских народных инструментах.
Задачи для детей:
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
2. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
3. Приобщать к музыкальной культуре.
4. Формировать потребность в восприятии музыки.
5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развивать познавательные и творческие способности.
7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
8. Обогащать музыкальный словарь ребенка.
9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
10. Осваивать различные формы приобретения опыта.
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития творчески активной личности ребенка,
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат
В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
У детей:
• Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям народной музыки.
• Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
• Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
• Способствовать развитию личности мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
• Формирование интереса к экспериментированию с различными русскими народными инструментами;
• Овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении русских народных музыкальных инструментов;
• Проявление бережного отношения к традиционным русским народным музыкальным инструментам и к музыкальным инструментам, которые были сделаны самостоятельно;
• Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
у родителей:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение компетентности родителей при подборе музыкального репертуара для домашнего прослушивания и музицирования.
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, постановка цели и задач, гипотезы, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта :
Формы работы Содержание
1. Непосредственно образовательная деятельность. • Социально – личностное развитие :
посещение концертов Вологодской Областной Филармонии и Вологодского Областного Музыкального Колледжа.
• Познавательно-речевое развитие : «Сказки о музыкальных инструментах» (Формирование целостной картины, «Как звучат русские народные инструменты» (Развитие познавательно-исследовательской деятельности, «Вот такой у нас оркестр» (Формирование навыков элементарного музицирования).
• Продуктивная деятельность: «Гармонист Тимошка» - аппликация и рисование; «Колокольчики» - оригами; «Веселые барабанчики» и «Шуршики» - ручной труд
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.
• экскурсия в «Музей музыкальных инструментов» ,
• рассматривание картин, иллюстраций по темам деятельности.
• рассматривание различных русских народных музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, домра, баян и т. д.
Сравнение двух похожих инструментов : домра и балалайка; гармошка и баян.
• чтение художественной литературы:сказки о музыке различных авторов.
. пение песен и попевок о музыкальных инструментах :"ВЕСЕЛАЯ ДУДОЧКА" Музыка М. Красева Слова Н. Френкель; попевка "Бубенчики"; песня "Гармонист Тимошка" муз. Т. Морозовой; песня "Гармонь и Балалаечка", "Колокольчики", песня - танец "Чудо -Балалайка", сл. и муз. З. Роот.
. танцы: "Шутка" муз. В. А. Гаврилина; "Рыжий зонтик", муз. Т. Тераевич; "Танец с Вологодскими кружевами", муз. Т. Тераевич; "Вологодская кадриль", муз. Т. Тераевич.
• дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Волшебный кубик», «Музыкальная угадайка», «Чудесный мешочек»,
• сюжетно – ролевая игра: «Играем в Оркестре».
• слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского; «Шарманка» Д. Д. Шостаковича, произведения Вологодских композиторов: В. А. Гаврилина, Н. М. Берестовой, Т. Б. Тераевич и других; русские народные мелодии «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах – вы, сени» и т. д.
• подвижные игры «Веселый кубик», «Карусель», «Ищи»
• разучивание стихотворений и песен о музыке и музыкальных инструментах.
• беседа о появлении русских народных музыкальных инструментов :«Сказка для Всякого Случая», «Как простые вещи стали музыкальными инструментами».
• отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.
• Рассказы детей: «Какой русских народный инструмент понравился больше всего».
3. Самостоятельная деятельность. • рассматривание картин, иллюстраций,
• выполнение заданий в рабочей тетради «Рисуем музыку»
• настольные и дидактические игры «Волшебный кубик», «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек».
• сюжетно – ролевая игра: «Играем в оркестре»,
• выставка детских рисунков «Музыкальная страна».
• игра на детских музыкальных инструментах.
4. Создание развивающей среды • пополнить музыкальный уголок традиционными, детскими и сделанными самостоятельно инструментами.
• внести дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек», «Домино».
• пополнить библиотечку «Сборником загадок о русских народных инструментах», «Сборником частушек Вологодской области», «Портреты композиторов Вологдчины»
• оформить выставку «Бал музыкальных инструментов».
• Пополнить фонотеку аудио-энциклопедией «Русские народные инструменты».
5. Взаимодействие с семьёй. • Наглядная информация для родителей о проекте : объявление, приглашение, афиша, папка – передвижка.
• Совместные игры родителей и детей на развлечениях и в «оркестре».
• Демонстрация на родительском собрании результатов деятельности детей.
• Конкурс фотографий «Мама, папа, я – культурная семья», конкурс частушек» совместно с детьми,
• Подборка музыкальных инструментов к выставке «Бал музыкальных инструментов».
6. Взаимодействие с педагогами. • Психолого-педагогический тренинг «Роль педагога в организации игры на детских музыкальных инструментах»
Консультации для родителей «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста»; «А зачем вообще нужна эта музыка?»
Тематические дни к проекту «7 струн души русской» :
• Шуршики
• Балалайка, домра
• Гармошка и Баян
• Колольчики
• Гусли
• Бубны и барабанчики
• Дудочка и Свирель
• Свистулька – Окарина
4 этап Презентация проекта.
1. Конкурс «Мама папа, я – культурная семья».
2. Выставка «Бал музыкальных инструментов».
3. Сюжетно – ролевая игра «Играем в оркестре».
5 этап Контрольный.
Беседа с детьми о русских народных музыкальных инструментах.
Развлечение «Весела была беседа» с чаепитием.
Развлечение «Посвящение в Юные музыканты».
Развлечение «Сюрпризы из Шарманки» для детей и родителей.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальный уголок в группе.
2. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
3. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски.
6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер, DVD – проигрыватель.
7. Сотрудничество с Детской Музыкальной Школой №2 им. В. П. Трифонова; Вологодским Областным Музыкальным Колледжем.
Содержание проекта :
Речевая деятельность:
-творческое рассказывание
-словесные игры
-рассказы музыкального рук - теля
-чтение стихов
-пение песен
-составление описательных рассказов
Изобразительная деятельность:
-рисование
-создание коллажа
-посещение музея
-рассматривание картин, иллюстраций
-выставка работ детей
Игровая деятельность:
-настольно-печатные игры
-сюжетно-ролевая игра
-игры-путешествия
Театрализованная деятельность:
-драматизация отрывков из сказок о музыкальных инструментах
-танцы, песни, стихи.
Познавательная деятельность :
-знакомство с русскими народными инструментами
- знакомство с элементарной нотной грамотой
-наблюдение, экскурсии, концерты.
Художественно-творческая деятельность:
-разучивание песен
-ручной труд
-рабочие тетради «Рисуем музыку»
-создание музыкального уголка.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты занятий - бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Картотека игр.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка стихов о музыке.
6. Рисунки, рабочие тетради для каждого ребенка
7. Посещение концертов
8. Создание музыкального уголка в группе
9. Сценарии развлечений и праздников для детей и родителей.