Папки-передвижки

Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»

Анастасия Шуина
Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)

Тема проекта : «7 струн души русской»

Руководитель проекта :

Шуина Анастасия Евгеньевна – музыкальный руководитель.

Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта : познавательный.

Публикация «Познавательный музыкальный проект „7 струн души русской“» размещена в разделах

Проблема исследования: На одном из музыкальных занятий при прослушивании фрагмента "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" композитора Н. А. Римского - Корсакого, в которой роль Белки, поющей русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" исполняет флейта,один из детей задал вопрос - это дудочка сейчас звучала? И мы тогда стали с ребятами разбираться, чем же отличаются и похожи эти инструменты и какие ещё русские народные инструменты мы уже знаем, и о каких хотели бы узнать.

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения музыкальным руководителем и детьми) : Освоение русских народных инструментов детьми старшего дошкольного возраста при непосредственной помощи музыкального руководителя будет способствовать их творческому развитию, формированию у них любви к русскому народному творчеству,расширению кругозора и музыкального словаря дошкольника.

Цель: Формирование у детей знаний и представлений о русских народных инструментах.

Задачи для детей:

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Приобщать к музыкальной культуре.

4. Формировать потребность в восприятии музыки.

5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

6. Развивать познавательные и творческие способности.

7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

8. Обогащать музыкальный словарь ребенка.

9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.

10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

Задачи для родителей:

• создавать в семье благоприятные условия для развития творчески активной личности ребенка,

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемый результат

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :

У детей:

• Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям народной музыки.

• Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

• Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

• Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.

• Способствовать развитию личности мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

• Формирование интереса к экспериментированию с различными русскими народными инструментами;

• Овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении русских народных музыкальных инструментов;

• Проявление бережного отношения к традиционным русским народным музыкальным инструментам и к музыкальным инструментам, которые были сделаны самостоятельно;

• Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;

у родителей:

• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• повышение компетентности родителей при подборе музыкального репертуара для домашнего прослушивания и музицирования.

I. Подготовительный этап:

1. Определение педагогом темы, постановка цели и задач, гипотезы, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта :

Формы работы Содержание

1. Непосредственно образовательная деятельность. • Социально – личностное развитие :

посещение концертов Вологодской Областной Филармонии и Вологодского Областного Музыкального Колледжа.

Познавательно-речевое развитие : «Сказки о музыкальных инструментах» (Формирование целостной картины, «Как звучат русские народные инструменты» (Развитие познавательно-исследовательской деятельности, «Вот такой у нас оркестр» (Формирование навыков элементарного музицирования).

Продуктивная деятельность: «Гармонист Тимошка» - аппликация и рисование; «Колокольчики» - оригами; «Веселые барабанчики» и «Шуршики» - ручной труд

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

• экскурсия в «Музей музыкальных инструментов» ,

• рассматривание картин, иллюстраций по темам деятельности.

• рассматривание различных русских народных музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, домра, баян и т. д.

Сравнение двух похожих инструментов : домра и балалайка; гармошка и баян.

чтение художественной литературы:сказки о музыке различных авторов.

. пение песен и попевок о музыкальных инструментах :"ВЕСЕЛАЯ ДУДОЧКА" Музыка М. Красева Слова Н. Френкель; попевка "Бубенчики"; песня "Гармонист Тимошка" муз. Т. Морозовой; песня "Гармонь и Балалаечка", "Колокольчики", песня - танец "Чудо -Балалайка", сл. и муз. З. Роот.

. танцы: "Шутка" муз. В. А. Гаврилина; "Рыжий зонтик", муз. Т. Тераевич; "Танец с Вологодскими кружевами", муз. Т. Тераевич; "Вологодская кадриль", муз. Т. Тераевич.

дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Волшебный кубик», «Музыкальная угадайка», «Чудесный мешочек»,

• сюжетно – ролевая игра: «Играем в Оркестре».

• слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского; «Шарманка» Д. Д. Шостаковича, произведения Вологодских композиторов: В. А. Гаврилина, Н. М. Берестовой, Т. Б. Тераевич и других; русские народные мелодии «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах – вы, сени» и т. д.

• подвижные игры «Веселый кубик», «Карусель», «Ищи»

• разучивание стихотворений и песен о музыке и музыкальных инструментах.

• беседа о появлении русских народных музыкальных инструментов :«Сказка для Всякого Случая», «Как простые вещи стали музыкальными инструментами».

• отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.

Рассказы детей: «Какой русских народный инструмент понравился больше всего».

3. Самостоятельная деятельность. • рассматривание картин, иллюстраций,

• выполнение заданий в рабочей тетради «Рисуем музыку»

• настольные и дидактические игры «Волшебный кубик», «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек».

• сюжетно – ролевая игра: «Играем в оркестре»,

• выставка детских рисунков «Музыкальная страна».

• игра на детских музыкальных инструментах.

4. Создание развивающей среды • пополнить музыкальный уголок традиционными, детскими и сделанными самостоятельно инструментами.

внести дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек», «Домино».

• пополнить библиотечку «Сборником загадок о русских народных инструментах», «Сборником частушек Вологодской области», «Портреты композиторов Вологдчины»

• оформить выставку «Бал музыкальных инструментов».

• Пополнить фонотеку аудио-энциклопедией «Русские народные инструменты».

5. Взаимодействие с семьёй. • Наглядная информация для родителей о проекте : объявление, приглашение, афиша, папка – передвижка.

• Совместные игры родителей и детей на развлечениях и в «оркестре».

• Демонстрация на родительском собрании результатов деятельности детей.

• Конкурс фотографий «Мама, папа, я – культурная семья», конкурс частушек» совместно с детьми,

• Подборка музыкальных инструментов к выставке «Бал музыкальных инструментов».

6. Взаимодействие с педагогами. • Психолого-педагогический тренинг «Роль педагога в организации игры на детских музыкальных инструментах»

Консультации для родителей «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста»; «А зачем вообще нужна эта музыка

Тематические дни к проекту «7 струн души русской» :

• Шуршики

• Балалайка, домра

• Гармошка и Баян

• Колольчики

• Гусли

• Бубны и барабанчики

• Дудочка и Свирель

• Свистулька – Окарина

4 этап Презентация проекта.

1. Конкурс «Мама папа, я – культурная семья».

2. Выставка «Бал музыкальных инструментов».

3. Сюжетно – ролевая игра «Играем в оркестре».

5 этап Контрольный.

Беседа с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Развлечение «Весела была беседа» с чаепитием.

Развлечение «Посвящение в Юные музыканты».

Развлечение «Сюрпризы из Шарманки» для детей и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Музыкальный уголок в группе.

2. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.

3. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.

4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.

5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски.

6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер, DVD – проигрыватель.

7. Сотрудничество с Детской Музыкальной Школой №2 им. В. П. Трифонова; Вологодским Областным Музыкальным Колледжем.

Содержание проекта :

Речевая деятельность:

-творческое рассказывание

-словесные игры

-рассказы музыкального рук - теля

-чтение стихов

-пение песен

-составление описательных рассказов

Изобразительная деятельность:

-рисование

-создание коллажа

-посещение музея

-рассматривание картин, иллюстраций

-выставка работ детей

Игровая деятельность:

-настольно-печатные игры

-сюжетно-ролевая игра

-игры-путешествия

Театрализованная деятельность:

-драматизация отрывков из сказок о музыкальных инструментах

-танцы, песни, стихи.

Познавательная деятельность :

-знакомство с русскими народными инструментами

- знакомство с элементарной нотной грамотой

-наблюдение, экскурсии, концерты.

Художественно-творческая деятельность:

-разучивание песен

-ручной труд

-рабочие тетради «Рисуем музыку»

-создание музыкального уголка.

Методическое сопровождение проекта.

1. Конспекты занятий - бесед, музыкальных праздников, развлечений.

2. Консультативный материал для родителей.

3. Картотека игр.

4. Подборка музыкальных загадок.

5. Подборка стихов о музыке.

6. Рисунки, рабочие тетради для каждого ребенка

7. Посещение концертов

8. Создание музыкального уголка в группе

9. Сценарии развлечений и праздников для детей и родителей.

Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 19:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД