Миронова Лолла
Познавательный — исследовательский проект «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Мир удивителен, полон тайн и загадок –
я хочу их узнать и разгадать.
(Из мыслей маленького человека)
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
Публикация «Познавательный — исследовательский проект „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. И задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Педагогам и родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели.
Положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Цель: формирование представлений о объектах окружающего мира; развитие познавательного интереса через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу.
2. Провести диагностику.
3. Разработать проект «Хочу все знать!».
4. Создать условия для реализации проекта.
5. Развивать познавательный интерес, формировать познавательные действия.
6. Заинтересовать родителей данной проблемой.
7. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Вид проекта : долгосрочный, групповой.
Продолжительность проекта : сентябрь 2020 – май 2021
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Предполагаемый результат.
Достижения детей:
— интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
— знает название бытовых предметов и умеет пользоваться ими;
— стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
— владеет активной речью, включенной в общение;
— знает название окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и сверстниками;
— проявляет интерес к элементарному экспериментированию;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок.
Родители:
— повысят уровень знаний по данной теме;
— проявят интерес к данной теме.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Реализация проекта : 9 месяцев.
Этапы работы:
1 этап – вводный (сентябрь 2020г) :
— диагностика;
— разработка проекта;
— создание условий для развития познавательного интереса (подборка дидактических игр, заданий, загадок и т. д)
— знакомство родителей с проектом;
— оформление информационного уголка для родителей (советы, консультации, рекомендации)
2 этап (октябрь 2020 г. – апрель 2021г) :
– реализация проекта.
3 этап (май 2021г.)
— диагностика;
— анализ результатов;
— подведение итогов.
Теоретическое обоснование:
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное,
необходимое средство в обучении дошкольников. Классическая педагогика
прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным». Когда
ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и
огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-
другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его
познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять
познавательный интерес.
Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать
интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком. Новое и
неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот
почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у
дошкольников умение в знакомом видеть новое. Это подводит ребенка к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего
мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство — важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста
познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство
живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к
интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Экспериментируйте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно / Б. М.
Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. — М. : Академия, 2004.
2. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения /
Ф. Н. Блехер. — М., Просвещение, 2003. — 413 с.
2. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина – «ТЦ СФЕРА» Люблю мое Отечество. 2019 г.
3. Е. С. Евдокимова - «ТЦ СФЕРА» Педагогическая поддержка семьи. 2019 г.
4. Дмитриева Е. А. - «ТЦ СФЕРА» Детское экспериментирование. 2019г.
5. О. В. Дыбина. «От рождения до школы» Ознакомление с предметным и социальным окружением.
6. В. В. Гербова – «От рождения до школы» Развитие речи в детском саду.