Зенина Екатерина
Познавательный информационно-творческий проект в средней группе «Дружба народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный, информационно – творческий
Проект
«Дружба народов»
Подготовила проект
Воспитатели: Зенина Е. Н
Продолжительность проекта (краткосрочный) : с 16.11.2020 по 20.11.2020 год.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проект- Дружба народов.
Актуальность проекта.
Публикация «Познавательный информационно-творческий проект в средней группе „Дружба народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями – культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М. М. Бахтина
Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я" так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был разработан проект «Дружба народов».который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Цель проекта :
Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.
Задачи:
1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста понимание слова «толерантность»
2. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
3. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.
4. Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.
Предполагаемые результаты:
• Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.
• У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.
• Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
• Дети уважительно относятся к другим народам.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап – направлен на сбор информационных и дидактических материалов о России, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материалов для изготовления картотек, методических разработок и пособий. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Подготовка к коллективной работе «Хоровод дружбы». Создание познавательной выставки картин разных народных костюмов,
Основной этап – направлен на реализацию перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. Оформление наглядной и предметно- развивающей среды в соответствии с планом проекта. НОД продуктивная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Работа с родителями: Организация консультаций. Создание рисунков «костюмы разныхнациональностей».
Завершающий этап - на этом этапе состоится подведение итогов. Выставка художественно – творческой деятельности рисунков и коллажа «Хоровод дружбы». Спортивное развлечение «Народные игры». Презентация выставки картин разных народных костюмов.
Реализация проекта
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД «Россия – огромная страна»
Цель: Создание условий для формирования представлений о родной стране.
Задачи: Познакомить детей с географическими особенностями нашей страны. -Формировать представления у детей о государственных символах России: герб, флаг.
-Формировать представление о Москве, как о главном городе России.
-Познакомить детей с национальным символом России: матрёшка.
-Дать детям понятие о России, как о многонациональной стране, проживающей в дружбе и согласии.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас у дошкольников по данной теме. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Образовательная область «Речевое развитие»
НОД Чтение стихотворения В. Орлова «я узнал, что у меня, есть огромная страна»
Цель: познакомить с литературным произведением; закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
НОД «Сказки народов мира»
Цель: учить, анализировать поступки героев сказки, определять причину их поведения; сопереживать героям сказки, способствовать развитию умения определять и обозначать не только словами, но и мимикой, жестами свое настроение, управлять своими эмоциями; вызвать желание общаться. Воспитывать у детей желание быть добрыми, внимательными; различать добро и зло.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
НОД Коллективная работа «Хоровод дружбы»
Цель: Расширить представления детей о понятии дружба, друг. Учить детей передавать свои личные впечатления словесно. Развивать познавательный интерес к понятию дружба. Воспитывать любовь и нравственно –патриотические чувства к Родине, уважение к русским национальным героям.
Учить вырезать из бумаги силуэты людей способом «симметричное вырезание». Развивать умение располагать фигуры в одной композиции (вокруг земного шара).Развивать мелкую моторику рук.
НОД Рисование «Русская матрешка»
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
- «Стрелок»
-«Гори, гори ясно»
- «Серый волк»
- «Бабака- Ежка»
- «Перетягивание каната»
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение художественной литературы.
Цель: формировать умение понимать художественное произведение., отвечать на поставленные вопросы. Уважительно относиться к одногруппникам, не перебивать.
Чтение сказок разных народов : китайской «Самый красивый наряд на свете, японской «Желтый аист»; африканский, «Заяц по имени Лек», «Кукушка»;ненецкого народа, «Айога»;нанайского, Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Истинная правда».
Чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Заучивание поговорок и скороговорок о «дружбе и добре».
Беседы:
Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
«Наша страна Россия»-
Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
«Обычаи и занятия наших предков»
Цель: Расширять и систематизировать представления детей об обычаях наших предков, традициях родного края. Помочь понять смысл различных традиций прошлого. Воспитывать чувство гордости за богатое наследие наших предков.
Беседа «Что такое дружба народов?
Цель:Закрепить знания о том, что в России живут люди различных национальностей.
«Быт и традиции русского народа».
Цель: Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения. Продолжать обогащать речь детей новыми словами.
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно ролевые игры:
«Путешествие по странам мира».
Цель: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний. Совместными усилиями определить содержание игры. Обсудить характеристики людей, которых играющие будут изображать. Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замысла, слушать партнера и учитывать его позицию. Воспитать дружеские взаимоотношения и уважение к особенностям жизни других национальностей.
«Мы идем в гости»
Цель: Обучение детей культуре поведения в гостях. Учить играть соблюдая правила. Учить слушать других. Способствовать умению творчески развивать сюжет игры. Приучать к культуре поведения за столом. Способствовать воспитанию, вежливости, культурности.
Дидактические игры:
«Моя страна»
Задачи:Уточнить и расширить знания детей о российском государстве; формировать у детей уважительное отношение к своей стране; воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, за своих земляков.
«Оденем куклу на праздник» (бумажная)
Цель: продолжать познакомить с элементами народного костюма.
Продукт проектной деятельности :
Коллаж «Хоровод народов»
Спортивный досуг : «Ярмарка народных игр»
Презентация «Народные костюмы»
Работа с родителями: участие родителей вместе с детьми, в выставке рисунков «Костюмы разных национальностей»
Результат реализации проекта :
Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать что, воспитанники, с одной стороны, расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках народов России,знакомы с национальными играми, сказками.
В результате использования познавательной выставки дети познакомились с национальностями разных народов мира. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.
Список литературы:
1. Беляева Л. И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1977.
2. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М. : Педагогика, 1974.
3. Богомолова М. И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.
4. Богомолова М. И. Праздник как средство интернационального
воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.
5. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников в
игре//Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в
педагогическом вузе. 1974, № 1, с. 141-157.
6. Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей. –
М., 1978.
7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В.
Руссковой. – М., 1986.
8. Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.
9. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дшкольное
воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.
10. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев,
1975.
11. Интернет ресурсы.