Александр Владимирович Гришин
Познавательные процессы психики: память как познавательный процесс деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Память – основа психической деятельности. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Благодаря памяти человек отражает прежде воспринятые явления, которые в данный момент не воздействуют на него.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или восстановление его в сфере сознания.
Темочки:
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения).
Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
Быстрота запоминания отличается у разных людей; скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
Точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании информацию, благодаря которой человек может эффективно использовать приобретенный раньше опыт. Объём – способность одновременно сохранять значительный объём информации; средний объём памяти 7±2 элементов (единиц) информации.
Виды памяти. Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Рассмотрим их.
По типу запоминания материала (или по преобладающему анализатору)память может быть :
• двигательная (моторная, кинетическая) – связана со способностью запоминать и воспроизводить систему двигательных операций, формировать систему двигательных навыков человека; эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка;
• зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая – эти виды памяти связаны с соответствующим анализатором и играют роль удовлетворения биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма; эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах;
• эйдетическая – вид зрительной памяти, характерной особенностью которой является способность четко, точно и детально, без затруднений помнить и восстанавливать зрительные образы виденного в течение достаточно длительного времени;
• образная – способность запоминать воспринятую информацию на основе образов предметов, качеств, действий и слов, обозначающих их; она связана с тем, какая сенсорная область – зрительная, слуховая или двигательная – служит наилучшей основой для воспроизведения и занимает важное место в учебной деятельности, поскольку обеспечивает приобретение знаний и речевого опыта на основе наглядно-образного содержания. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием; данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту;
• эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений. Эта память проявляется в человеческих взаимоотношениях, сопряжена с чувственным опытом и способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент; играет важную роль в мотивации человека, и проявляет себя очень рано – в младенчестве;
• вербальная – с ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет, письмо); в зависимости от типа запоминания может быть механической (запоминание путем многократного повторения слов) и словесно-логической (запоминание путем осмысления, когда большую роль в процессе запоминания играет мысль, логика, опора на смысловую связь в информации).
По характеру участия воли в процессе запоминания выделяют непроизвольную и произвольную память.
Непроизвольная память проявляется, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности или работы над информацией, сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память связана с целенаправленным запоминанием информации с помощью специальных приемов. Эффективность этого вида памяти зависит от целей запоминания (чтобы сдать экзамен или надолго для будущей профессиональной деятельности, от приемов заучивания – механическое дословное многократное повторение (задействуется механическая память) или логический пересказ (своими словами, задействуется логическая (смысловая) память); от степени использования образных приемов (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки).
По продолжительности сохранения информации различат мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную виды памяти.
Мгновенная или иконическая память – это память-образ, она удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации (часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли; ее длительность от 0,1 до 0,5с).
Кратковременная память – обеспечивающую сохранение информации в течение короткого промежутка времени после однократного или очень краткого восприятия (в среднем около 20 с) – этот вид памяти работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение, при этом в памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т. е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями). Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации, сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и когда он «переполняется», новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Однако, сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней) для выполнения конкретного вида деятельности или решения задачи; после окончания данного действия информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему.
Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока; она начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время, т. е. человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл она имеет для данного индивида и его ведущей деятельности.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое. Запомнить что-то – это значит связать то, что требуется запомнить с чем-то уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация – временная нервная связь.
Различают следующие виды ассоциаций:
• по смежности – объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве (запоминание алфавита – при названии одной буквы вспоминается следующая за ней);
• по сходству – связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое;
• по контрасту – связывает два противоположных явления;
• по смыслу – сложные ассоциации, в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, причина и следствие, общее и частное.
Таким образом, память – это интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Она интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.