Елена Чурсинова
Познавательное занятие на тему «Состояние воды. Лёд» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
в средней группе.
Тема: «Состояние воды. Лед».
Дата проведения 17.01.2018
Воспитатель 1 категории
Чурсинова Е. П.
Оборудование и материал к занятию :
- Лед прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной.
- Блюдце со снегом.
- Вода.
- Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом.
Публикация «Познавательное занятие на тему „Состояние воды, Лёд“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- Иллюстрации времен года.
- Материал для опыта: стакан с водой, формы для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки (заранее подготовленный лед в подобных формочках).
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за состоянием погоды, за явлениями природы, подкормка птиц.
- В первой половине дня в группе работа с календарем природы.
- Во второй половине дня дидактические игры
(Когда это бывает? Угадай, что произойдет).
- На занятиях и вне занятий чтение научной и художественной литературы.
Регламент времени: 20-25 минут.
Организационный момент (вне регламента).
- Положить каждому на стол: краски, салфетку, кисть, блюдце, форму для заготовки льда.
- Заинтересовать детей в игровой форме: внести на подносе большой кусок льда.
Воспитатель. Ребята, что у меня в руках?
Дети. Лед.
Воспитатель. Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем кое-что новое и интересное?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. А для этого нам необходимо провести настоящее исследование, как это делают настоящие ученые. Чтобы опыты наши получились, нам надо занять рабочие места в нашей лаборатории (рассадить детей за столы).
Содержание
I часть. Начало занятия.
Воспитатель. Ребята. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Она не имеет цвета и вкуса. Она не имеет определенной формы (взять воду и налить в разные емкости). Видите, вода – простое вещество, но она и очень загадочная, волшебная. Про нее даже есть сказка. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка – Водица. У Матушки – Водицы была большая семья: сыновья - Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери – Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень. - А какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Давайте поговорим о тех детях Матушки – Водицы, с которыми мы встречаемся зимой.
II часть. Основная.
1. Зима – это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. А как вы думаете, как их зовут?
Дети. Лед, снежинки.
Воспитатель. Давайте посмотрим на них (внести кубики льда и раздать детям). Ребята, потрогайте лед и скажите: теплый он или нет (холодный); твердый или мягкий? (твердый). Делаем вывод – лед холодный и твердый. Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (выслушать ответы детей, а затем показать лед с предметом внутри). Делаем вывод – лед прозрачный, т. к. сквозь него видно предмет.
Таким образом, в результате нашего исследования мы установили: лед холодный, твердый, прозрачный (повторить с детьми)
Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.
2. Воспитатель. Продолжаем наше исследование.
Скажите, пожалуйста, как можно догадаться о том, что лед – сыночек Матушки – Водицы? Посмотрите на блюдце, что вы там видите?
Дети. Воду.
Воспитатель. Неужели лед волшебный? Что с ним произошло?
Дети. Лед растаял.
Воспитатель. Почему растаял лед?
Дети. Лед занесли в тепло.
Воспитатель. Правильно. Когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду. Мы сделали еще одно открытие (повторить с детьми).
Ребята, скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого надо сделать? (ответы, рассуждения детей).
Дети Воду нужно заморозить.
( Внести две баночки: со льдом и с водой).
Воспитатель. Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете, он прозрачнее воды? Чтобы ответить на этот вопрос. Проведем исследование: поставим за обе баночки картинку. Сравните (сделать с детьми вывод о том, что лед менее прозрачен, чем вода)
3. Физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили.
А еще с горы катались.
А потом в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
4. Ребята,скажите, можно ли брать лед в рот? Почему?
Дети Нет, он холодный.
Воспитатель. А можно брать в рот снег?
Дети. Нет. Он холодный, можно заболеть.
Воспитатель. Ребята, а еще и лед, и снег очень грязные. Вот, посмотрите, мы положили на блюдце снег и льдинки с улицы. Что же мы видим?
Дети. Мутная вода, грязная каемка по краям.
Воспитатель. Теперь и вы убедились, что лед и снег грязные , их нельзя брать в рот не только потому, что они холодные, но и потому, что они грязные.
5. Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый, цветной, как в сказке. (Внести и показать образец).
Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).
Возьмите кисточки, обмакните в краску любого цвета и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу все формочки в холодильник, а потом мы посмотрим, что произойдет.
III часть. Итоговая.
1. Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним (повторяем с детьми) : лед твердый, холодный; менее прозрачный, чем вода. Спасибо всем исследователям! Занятие окончено.