Галина Колпакова
Познавательное занятие в подготовительной группе «История заселения Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие : «История заселения Кубани».
Возрастная направленность: «Подготовительная группа»
Автор: Колпакова Г. В. Воспитатель муниципального автономного бюджетного дошкольного учреждения центр развития ребенка г. Кропоткин муниципального образования Кавказского района.
Цель:
- Воспитывать: любовь к родному краю, кубанской культуре, чувство патриотизма к родным местам.
Публикация «Познавательное занятие в подготовительной группе „История заселения Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- Познакомить : с картой края, с историей заселения Кубани, с историей возникновения городов.
- Учить: закрепить знания детей о поселениях кубанцев, вспомнить названия жилищ казаков, их традиций.
- Наглядный материал: карта заселения края, рисунок казачьей хаты, картинки для игры «что лишнее в хате казака».
Ход занятия.
- Ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- А как называют людей, живущих в России? (Россияне)
- правильно, мы россияне и Россия – наша Родина. Но у каждого человека есть еще одна Малая Родина. Это место где он родился и вырос. Для нас с вами это Краснодарский край.
Послушайте стихотворение:
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен-
Край наш Краснодарский!
- Как еще называют краснодарский край? (Кубань)
- Почему его так называют? (По названию главной реки Краснодарского края).
- А как называют людей, живущих в Краснодарском крае? (Краснодарцы, кубанцы, а еще нас называют кубанские казаки). Сегодня я расскажу вам о том, как появились казаки на Кубани.
Более 200 лет назад императрица Екатерина I в благодарность за верную службу и для охраны южных границ России от набегов кочевников, подарила казакам земли, между Кубанью и Азовским морем. Посмотрим на карту заселения, на которой стрелками обозначен путь казаков от берегов Днестра на Кубани. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю.
Долгим казался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской земле.
Наконец подошли к высокому берегу Кубани, к тому месту, где в Кубань впадала маленькая речка Коросун. Место было очень удобно, его с трех сторон окружала вода быстрой реки Кубань. Сюда привезли нехитрые пожитки, оружие и походную церковь. Здесь и стали строить крепость- центр города, который получит название Екатеринодар.
- Как назвали построенную крепость? Повторите.
- А сейчас мы называем этот город Краснодар. Казаки переселялись на Кубань целыми курениями. Курень – это казацкое поселение, позже их стали называть станицами.
- Повторите, как назывались казацкие поселения.
Казаки создавали курения около рек, на плодородных землях. Улицы были широкими, с центральной площадью и собором (церковью) посередине. Центральная площадь называлась – Майдан.
- Как называлась центральная площадь, повторите.
В целях обороны селенья окружались глубоким рвом и земляным валом.
Станица охранялась караулом. Мужчины всегда были вооружены, даже во время ловли рыбы, полевых работ, охоты. Женщины и девушки тоже владели оружием и в отсутствии мужчин защищали свои станицы.
После окончания войны, казаки занимались земледелием: выращивали рожь, пшеницу. Разводили овец, коней. Конь для казака – это жизнь. Какие пословицы про коней вы знаете?
Разными были казаки: большая часть русские, но было среди казаков украинцев, татары, осетины. У каждого войска были свои традиции, обычаи.
Но всех казаков объединяло одно: честь, доблесть, любовь к родной земле.
Какие казацкие пословицы о любви к Родине вы знаете?
-Казаку милее родная сторона,
-Казаку честь родину беречь
–Казацкому роду нет переводу
Физминутка:
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядишь из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плече.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Жилища – хаты казаки строили из природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хату делали из прутьев, обделанной с двух сторон глиной.
Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Посмотрите на рисунок казачьей хаты. Вдоль стен лавки, сундук – скрыня, за печкой – настил для сна, у двери – деревянный шкафчик для посуды. По диагонали от печи – святой угол, где среди расшитых полотенец – рушников висят иконы. Посередине – стол, за которым едят взрослые. Стол накрыт к обеду. Хозяйка достает ухватом из печи чугунок с дымящимся борщом, переливает его в большую миску, из которой по очереди деревянными ложками есть вся семья. На столе домашний хлеб, пирожки с сыром, молоко в кувшине – крынке.
Во дворе располагались хозяйственные постройками: амбар, погреб, колодец, летняя печь (кабица).
- Как называлась летняя печь, повторите.
- Как вы думаете, для чего строили летнюю печь? (чтобы готовить в ней в теплое время, иначе в хате было очень жарко).
- Что еще было во дворе? Сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша. А состоятельный (богатый) хозяин имел одну или несколько мельниц.
Давайте рассмотрим хату казака очень внимательно и поиграем в игру. «Что лишнее в хате казака». Посмотрите на эту картину определите лишнее.
Молодцы, все правильно назвали.
Я знаю еще одну игру «IV лишний».
Выставляются картинки:
Чугунок, глечик, макитра, кастрюля. (что лишнее)
Прялка, веретено, сундук, шифоньер. (что лишнее)
Правильно, кастрюли и шифоньера раньше не было. Молодцы ребята, вы были очень внимательны.