Оксана Тихонова
Познавательное занятие для дошкольников подготовительной группы «Что такое вулкан?»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Познавательное занятие для дошкольников подготовительной группы
«Что такое вулкан?»
Цель:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, способствовать появлению у детей познавательного интереса.
Публикация «Познавательное занятие для дошкольников подготовительной группы „Что такое вулкан?“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать мышление (находить причинно-следственные связи, логику детей на основе проблемных вопросов и экспериментальной деятельности.
3. Пополнить словарь: гора, вулкан, кратер, жерло, конус, лава, извержение.
4. Стимулировать стремление к познанию нового.
Предварительная работа: чтение легенд про Змея-Горыныча («Змей-Горыныч и Никита Кожемяка, рассказа Е. Пермяка «Как огонь Воду замуж взял» (цель: подвести к представлению о том, что существуют различные мифы-легенды о природных явлениях); рассказы или занятия про смерчи, землетрясения и другие природные явления (цель: формировать у детей представления о многообразии явлений окружающего мира); занятия с показом разных рельефов Земли (цель: формировать представлении о разнообразии поверхности Земли); лепка с детьми цветов, людей, животных для проведения эксперимента, который будет сопровождать сказку о вулкане.
Ход занятия:
1. Показ картины Карла Брюлова «Последний день Помпеи».
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит на картине?
Ответы детей: Что-то страшное. Может, война.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Воспитатель выслушивает разные ответы и предлагает узнать что-то, что даст ответ на вопрос о том, что же на самом деле происходит на картине.
Воспитатель: Мы сегодня познакомимся с природным явлением, но сначала посмотрим фотографии.
Показ изображений:
Сравнение этих двух гор. Что интересного заметили? Подвести к выводу, что у первой горы есть отверстие (кратер, а у второй горы – нет.
Спросить, что там может происходить? Почему гора имеет отверстие?
Показ других изображений. В определённой последовательности. Гора, дым, извержение.
Воспитатель: Что вы видите? Как вы думаете, что это происходит?
Дети:Это вулкан. Он спал, но теперь проснулся. Мы видим дым. Это начало извержения вулкана.
Объяснение природного явления:
Воспитатель:Вулкан это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус)
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, лава вытекает «спокойно».
Физкультминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Чтение сказки, которая сопровождается экспериментом.
Подготовка эксперимента:
Из пластилина сделать подножие вулкана, поставить на тарелку. Далее вылепить конус с отверстием наверху (склоны «вулкана»). Внутрь налить воду и убедиться, что «вулкан» не пропускает её снизу. Чтобы «зарядить вулкан лавой», приготовить смесь из жидкости для мытья посуды( 1 столовая ложка, сухой питьевой соды( 1 столовая ложка) и пищевого красителя или свекольного сока. Эту смесь налить в вулкан, а в нужный момент для «извержения» добавить туда уксус (примерно 40-50 мл). Начнётся бурная реакция с выделением углекислого газа.
Воспитатель:Ребята, давайте рассмотрим наш вулкан. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какой формы вулкан? (в виде конуса)
- Где у него находится кратер и жерло?
-Что может происходит с вулканом, когда он просыпается? (Он извергается)
-Что выходит из вулкана? (лава)
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, опасно ли находиться рядом с вулканом? Почему? Кто первым заметил раздражение вулкана? Что нужно делать людям, если вулкан начинает просыпаться?»
Итог:
Воспитатель возвращает внимание детей к картине Карла Брюлова с вопросом : «Так что же здесь произошло, как вы думаете?»
Дети: это извержение вулкана.
Рефлексия :Что нового вы узнали? Что было интересным?