КРЮКОВА ЮЛИЯ
Познавательное развлечение в подготовительной группе «Знакомство с историей и культурой казаков»
▼ Скачать
Познавательное развлечение в подготовительной группе
«Знакомство с историей и культурой казаков»
Автор: Крюкова Юлия Анатольевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка детский сад
№ 17 «Журавушка» города Тихорецка
Краснодарского края
Цель: познакомить детей с жилищем и бытом казаков.
Задачи:
Публикация «Познавательное развлечение в подготовительной группе „Знакомство с историей и культурой казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2024
Образовательные: сформировать представление о жилище казака, его особенностях; показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, познакомить с бытом казаков.
Развивающие : развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Целевые ориентиры: Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране – России, испытывающий чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Форма проведения мероприятия:
-познавательное развлечение «Знакомство с историей и культурой казаков».
Методы и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов: методы равноправного сотрудничества с воспитанниками. Дети путешествовали в прошлое своего народа.
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: разучивание песни «О родной земле», разучивание стихов о Кубани, разучивание игры «Плетень», загадки, пословицы, разучивание танца «Варенька».
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование с презентации, папаха, запись казачьих песен, муляжи овощей, две кастрюли, платочки, два утюга, сундук, шашки для танца, пирог для казаков, курень – жилище казака.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
(Из куреня выходит казачка. Дети сидят на лавочках.)
Казачка :
Здорово живёте! Что за народ собрался на берегу реки Кубань?
Дети:
Это мы- казаки и казачки!
Казачка : Ну что ж, собрался казачий народ- интересное всех вас ждёт! Много плясок, много шуток, песен, игр и прибауток!
Танец «Варенька».
Казачка :
Мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Кубани в казачьем крае. Расскажите как прекрасна наша Кубань.
Кубань
Надежда Веденяпина
С давних пор на Кубани
казаки живут.
Любят песни и пляски,
а главное - труд!
Они трудятся дружно
от зари до зари.
Там рождаются мальчики -
богатыри!
И красавицы - дочки,
нету в мире их краше.
Сам Господь бережет
Кубань - матушку нашу.
Там хрустальные воды
Всем здоровье несут
И целебные травы
под ногами растут,
Там лоза виноградная
силу дает,
Чудодейственный воздух
к созиданью зовет.
Много стран повидала
и вблизи, и в дали,
Но нигде не встречала
благодатней земли!
Казачка обращает внимание детей на гостей.
Представляет гостей.
Казачка :
Давайте встанем и поприветствуем гостей, как это делали наши предки «Любо! Любо! Любо!» (Дети приветствуют гостей).
2. Основная часть:
Казачка обращает внимание детей на экран. (Просмотр презентации).
Беседа на тему: Казачье подворье.
Казачка :
– Как называется город, в котором мы с вами живём? (Тихорецк)
- Какой он? (Красивый, чистый, уютный, любимый, неповторимый).
Казачка :
Здесь родная земля, родной дом и самые близкие люди!
Кто эти люди? (Родственники)
Казачка :
- Правильно - это ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.
А вы знаете, что у вас были ещё и дальние родственники, которые жили давным - давно? (Ответы детей)
Казачка :
Хотите увидеть, как жили наши дальние родственники? (Ответы детей)
Казачка :
- У меня есть волшебная казачья шашка (Показывает детям шашку).
Она поможет нам попасть в прошлое. Я сейчас возьму ее, подниму высоко вверх над головой, топну ногой и три раза скажу: «Время быстро пролети, и нас в прошлое верни!»
- Будете мне помогать? (Да)
Запомнили волшебные слова? (Ответы детей)
- Давайте встанем, топнем ножкой и три раза скажем вместе волшебные слова: «Время быстро пролети, и нас в прошлое верни!»
(звучит волшебная музыка и появляется на экране казачье подворье).
Казачка :
- Ребята, чей это двор? (Казачий двор – подворье)
- Правильно.
- Что находилось у казаков во дворе? (Телега, конюшня, колодец, огород, плетень, хата, печь, лавки, длинный стол).
На экране появляется изображение хаты.
Казачка :
- Что это такое? (казачья хата)
- Из какого строительного материала казаки строили хату?
- Стены делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались. Пол делали из глины. Стены внутри и снаружи белили, чтобы было красиво.
- Чем покрывали крышу? (Соломой, камышом)
- Правильно, казаки строили свои хаты из местных природных материалов.
- Отгадайте, что находилось на казачьем дворе?
Дети загадывают загадки.
Загадки:
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало —
Не пропало,
Румяной булкой стало. (печь)
За ним – сидим,
За ним – едим,
Он всей семье
Необходим. (стол)
Она, конечно, всем знакома,
Бывает в парке и у дома,
На ней приятно отдохнуть
И дальше свой продолжить путь. (лавка)
Он построен под землёй,
Поит свежей всех водой.
Всё в деревне его знают,
Воду ведрами черпают. (колодец)
В этом доме спят на соломе,
Едят стоя сено сухое. (конюшня)
Казачка :
- Правильно, во дворе находилась печка, большой длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе казаки держали коней, коров, свиней, кур, уток, индюков.
- Чем казаки огораживали свои подворья, когда уходили в поход? (Плетень)
- Плетень – забор из переплетенных прутьев. У плетня всегда весело играли дети.
Казачка :
Сейчас мы поставим свой плетень.
Народная игра «Плетень»
Две группы детей становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Дети говорят слова и выполняют определенные движения.
Мы плели, плели плетень - первая команда поднимает и опускает руки;
Любовались целый день - вторая команда поднимает и опускает руки;
Расплетались очень долго - обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку;
Только никакого толка - дети разбегаются по залу, становятся парами и кружатся.
По сигналу «Плетень» команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.
Казачка :
- Как по-другому называли казаки свою хату? (Курень)
- Слово «курень» означает «круглый». В курене комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь. Она служила для приготовления пищи и обогревала весь дом. В курене окна закрывались ставнями.
- Чем вы дома закрываете окна? (Шторы, жалюзи)
- Дверь в курене была небольшой – войти можно было только по одному с поклоном. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, её можно было подпереть изнутри. Казаки говорили : «Мой дом – моя крепость»
- В семье у казака не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству. Всё казак делал своими руками с любовью.
- Казачата учились владеть шашкой.
Народная игра «Достань платок»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Под весёлую музыку мальчики, девочки пляшут в хороводе. С окончанием музыки мальчики бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать.
Казачка :
- Ай да молодцы, казачата!
Казачка обращает внимание детей на экран.
- Как вы думаете, что делали казачки в этой комнате? (Готовили кушать для семьи)
- Почему вы так решили? (Там стоит печка, есть посуда).
- Кухня, у казачек называется стряпка.
- Посмотрите как здесь уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, они очень любят вкусно готовить.
Какие любимые блюда казаков вы знаете? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов)
Казачка :
- Приглашаем девочек приготовить любимое блюдо казаков. Посмотрим, какие вы хозяйки.
Игра «Свари борщ».
Казачка :
- Ай да молодцы, хозяюшки! Вкусный у вас получился борщ!
Казачка обращает внимание детей на экран.
- А теперь я вам покажу женскую половину.
- Как вы думаете, что делали казачки в этой комнате? (Отдыхали)
- Почему вы так решили? (Там стоит кровать, прялка, сундук).
Это спальня, казаки её называли -домушка.
Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками. На прялке их учили прясть пряжу.
Казачка :
- А ну ка девочки, покажите, какие вы хозяюшки.
Игра «Веретенце».
Девочки под музыку наматывают пряжу на веретено.
Казачка :
После работы казаки отдыхали, песни пели.
Песня «О родной земле»
1.
Хорошо нам утром выйти в поле,
Хорошо встречать рассвет на воле,
И поёт душа о светлой доле,
Песню о родной земле.
Припев:
Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба!
2.
Хороша земля у нас на диво,
Это наши степи, наши нивы,
Нет, друзья, для нас судьбы счастливой,
Чем трудиться на земле.
Припев:
Казачка :
- В гостях хорошо, а нам домой пора отправляться.
Казачка берет шашку, дети встают, топают ножкой и говорят слова «Время быстро пролети, и нас в прошлое верни!»
3. Рефлексия:
Казачка :
- Вот мы и дома!
- Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Ребята, что сегодня нового вы узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, и выполнять.
- Вам хочется соблюдать традиции казаков? (Ответы детей)
Казачка :
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
- В какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)
- Хотите ещё поиграть? (Да)
Дети играют в любимые игры.
Казачка :
Предоставляется слово гостям.
Казак :
Настоящие казаки растут в детском саду №17 «Журавушка».
Любите свой дом, свой детский сад, свою родную Кубань, уважительно относитесь к людям, которые здесь живут.
И знайте: «Где ты родился – там и пригодился!»
(Дети вручают гостям пирог.)
2024год