Татьяна Иванова
Познавательное развитие в старшей группе «Прекрасен город мой старинный»
▼ Скачать + Заказать документы
С интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формировать представление детей о малой родине.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и закрепить общие представления о родном городе и его достопримечательностях.
2. Обобщить сведения о героях-защитниках нашего города.
Развивающие:
Публикация «Познавательное развитие в старшей группе „Прекрасен город мой старинный“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2. Развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь, патриотические чувства к родному городу.
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с историей родного города, его улиц и памятников
2. Формировать представление о родном городе как о Городе воинской славы.
Речевое развитие:
1. Развивать словарный запас детей, обогащая его такими словами, как монумент, стела, обелиск, солдаты, орден, подвиг.
2. Говорить полными предложениями, точно и полно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Формировать понимание того, что из книг и устных рассказов можно узнать много интересного.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать интерес к истории родного города.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развивать художественно-творческие способности.
2. Упражнять в умении разгадывать кроссворды.
Предварительная работа НОД в режимных моментах:
1. Чтение рассказов «Улицы Великих Лук» К. Карпова, «Город моего детства» А. Лопырёва, «Великие Луки» П. Давыденко.
2. Экскурсии к героическим местам города (музей Боевой славы им. А. Матросова, Обелиск Славы, Вечный огонь, Братское кладбище и тд.).
3. Заучивание стихотворений «Я люблю вас, городские улицы» М. Садовского, «Мой город» Э. Жемлиханова, «Россия» С. Васильева.
4. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
5. Прослушивание песен «С чего начинается Родина», «Город мой любимый».
6. Рассматривание иллюстраций, слайдов и видов города Великие Луки.
7. Участие родителей и детей в выставке рисунков «Как ты знаешь свой город».
8. Совместная работа с родителями по сбору материала и оформлению папки «Город, в котором я живу».
Развивающая среда:
Набор слайдов и иллюстраций с видами города Великие Луки, изображение герба города, выставка книг о родном городе, бумага для рисования, цветные карандаши.
Словарная работа:
Монумент, стела, обелиск, солдаты, орден, подвиг.
Мотивация:
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» А. Пахмутовой.
Методические приемы:
Практические; Наглядные (иллюстрации с видами города, современного и середины XX века; иллюстрации с изображением памятников);
Словесные (беседы, художественное слово, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент).
Ход НОД.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина» А. Пахмутовой.
Воспитатель: Россия… Родина. … Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает.
Россия. … Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то.
(С. Есенин).
1 ребёнок:
Россия… Как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2 ребёнок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3 ребёнок:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом «Русь».
(С. Васильев)
Воспитатель: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
1 ребёнок: Родина любимая, что мать родимая.
2 ребёнок: Если дружба велика, будет Родина крепка.
3 ребёнок: Жить – Родине служить.
4 ребёнок: На чужой стороне, что соловей без песни.
5 ребёнок: Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6 ребёнок: Родина – мать, умей за неё постоять.
Воспитатель: На просторах нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной город Великие Луки.
Ребёнок:
Я живу в Великих Луках.
Город мой, мне дорог ты!
Здесь в работе крепнут руки
И сбываются мечты.
Воспитатель: Великие Луки – древний и вечно молодой город. Как вы думаете, почему наш город называют древним?
Ребёнок: Древний – значит старый. Город возник как небольшое поселение на пути «из варяг в греки» очень-очень давно. Первоначально город назывался просто Луки.
Воспитатель: Да, ребята. А позднее город именуют Великими Луками. Быть может, от легендарного новгородца Луки, или потому, что город стоял в большой излучине реки Ловать. И еще это был город-воин, мужественно защищавший рубежи Русской земли.
«Что город, то норов» - гласит старинная пословица.
На старинном гербе Великих Лук – три золотых лука (показ иллюстраций).
Ребёнок: В начале века Великие Луки был городом, где все дома были одноэтажные и деревянные. Лишь в центре города было немного кирпичных одноэтажных домов. Они принадлежали богатым купцам и дворянам. Все городское хозяйство было запущено. Единственный в городе мост через реку Ловать был такой ветхий, что люди боялись по нему ходить.
Показ слайдов.
Ребёнок: Древняя крепость Великих Лук, остатки которой сохранились на левом берегу Ловати, была свидетельницей ратных подвигов и героических событий в истории города. В XVI веке гарнизон крепости мужественно сопротивлялся натиску польско-литовских феодалов.
Показ слайдов.
Воспитатель: Для сообщения жителей острова Дятлинка с городом исстари существовало два моста: Волоцкий и Спасо-Преображенский. Спасо-Преображенский мост соединял остров Дятлинка с площадью Ленина. Площадь Ленина плавно переходила в улицу Ленина (показ иллюстраций).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас совершить путешествие по родному городу.
Воспитатель: Родительский дом, начало начал… Это улица и дом, где каждый из вас родился и живёт сейчас вместе с мамой и папой.
Ребёнок:
Я люблю вас, городские улицы,
Гордость наших беспокойных рук.
Добрые задумчивые улицы,
Улицы моих Великих Лук.
Воспитатель: Дети, а кто из вас хочет рассказать всё, что он знает о своей улице, где живёт?
Ребёнок: Я живу на проспекте Ленина. Это одна из центральных улиц нашего города. Раньше она называлась Никольской улицей. Никольская улица считалась главной улицей города. В годы Великой Отечественной войны эта улица была совсем разрушена (показ видов г. Великие Луки).
После войны было восстановлено только одно здание. Раньше в этом здании находился Государственный банк. Когда мы ходи на экскурсию, то узнали, что сейчас это здание принадлежит трикотажной фабрике.
Воспитатель: Дети, а кто из вас живёт на проспекте Ленина?
Ребёнок: Я живу на проспекте Ленина. Я думаю, что проспект Ленина – это самая красивая и благоустроенная улица в нашем городе. На этой улице находится много зданий. Во время экскурсии мы видели, как много магазинов расположено на проспекте Ленина (рассматривание иллюстраций и детских рисунков с видами проспекта Ленина).
Воспитатель: Дети, кто знает, на какой улице находится наш детский сад?
Ребёнок: Наш детский сад расположен на проспекте Гагарина.
Воспитатель: Дети, а кто из вас живёт на проспекте Гагарина? Кто хочет рассказать об этой улице?
Ребёнок: Я живу на проспекте Гагарина. Бабушка мне рассказала, что это самая большая по протяжённости улица города. Раньше она называлась Торопецкое шоссе. Потом, в честь полёта первого космонавта, этой улице было присвоено имя Юрия Гагарина.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие предприятия и известные здания находятся на проспекте?
Ребёнок: На проспекте Гагарина находится автовокзал, школа №5, железнодорожная школа.
Ребёнок: На этой улице находится филиал Петербургского университета путей сообщения, много магазинов, мебельный комбинат.
Воспитатель: А вот Алёна у нас живёт на улице комсомольца Васи Зверева. Давайте попросим её рассказать, когда и почему эта улица была так названа.
Ребёнок: В начале войны в 1941 году вблизи этой улицы совершил подвиг комсомолец, ученик школы №1 Вася Зверев. Ему было 16 лет. Вася с товарищами забросал танки связками гранат и бутылками с горящей жидкостью. Осколком мины Вася Зверев был убит. Имя комсомольца занесено в Книгу Почёта, а он сам награждён посмертно орденом Отечественной войны I степени.
Воспитатель: Дети, а кто ещё из вас живёт на улице Васи Зверева? Кто знает, как раньше называлась эта улица?
Ребёнок: Раньше эта улица называлась Ямской.
Воспитатель: Наш город утопает в зелени, а летними вечерами дарят нам свою прохладу цветные фонтаны. Не один раз мы ходили с вами любоваться красотой и игрой великолепного фонтана на площади Калинина. А что еще значимое находится на этой площади?
Ребёнок: Площадь Калинина украшает мемориальный монумент, памятная стела, установленная в 1983 году в связи с сорокалетием освобождения Великих Лук и награждением города орденом Отечественной войны I степени.
Ребёнок:
«На каждом метре в городе моём
Поставить можно памятники славы…»
Воспитатель: Дети, какие памятные места нашего родного города, связанные с прошлым, вы знаете?
1 ребёнок: Памятник Александру Матросову.
2 ребёнок: Вечный огонь.
3 ребёнок: Братское кладбище.
4 ребёнок: Обелиск Славы.
5 ребёнок: Музей боевой славы имени Александра Матросова.
6 ребёнок: Наш город носит имя Города воинской славы.
Показ слайдов.
Воспитатель: Какой героический подвиг совершил Александр Матросов?
Ребёнок: 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки совершил бессмертный подвиг Александр Матросов. Он закрыл грудью амбразуру вражеского дзота. Он погиб, но наши солдаты взяли нужную высоту. За это ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: Александр Матросов был похоронен вблизи места гибели, около деревни Чернушки. Позже останки Александра Матросова были с воинскими почестями перенесены в город Великие Луки и захоронены вблизи улицы Розы Люксембург. Сейчас это набережная Александра Матросова. После войны было принято решение о сооружении памятника на могиле героя.
Показ слайдов.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень много интересного знаете о нашем городе. А теперь давайте решим кроссворд.
Вопросы:
1. Кто совершил героический подвиг около деревни Чернушки? (А. Матросов)
2. Что делает красивым наш город в вечернее время? (фонтан)
3. Как называется остров на реке Ловать? (о. Дятлинка)
4. Какая самая красивая улица города? (Ленина)
5. Одно из боевых орудий, использовавшихся во время войны (танк).
6. Какая река протекает в городе Великие Луки? (Ловать).
Ключевое слово – «Родина»(по вертикали).
Воспитатель: Воплощение подвигов героев отражается в стихах и песнях. Давайте послушаем замечательную песню о нашем городе (прослушивание песни «Город мой любимый» А. Горюнова).
Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть книги о Великих Луках (просмотр выставки).
Воспитатель:
«Светло и чисто поутру,
Прекрасен город мой старинный –
И легендарный, и былинный, -
В нём всё по сердцу, по нутру».
Воспитатель: Сегодня мы совершили путешествие по множеству замечательных мест нашего города. А у вас есть любимые места в городе? Я предлагаю вам взять цветные карандаши и нарисовать то место в Великих Луках, где вы любите бывать больше всего.