Наталия Сорокина
Познавательное развитие старших дошкольников посредством реализации проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание центра Дошкольник Белогорья
Аннотация: статья посвящена педагогическим технологиям, методам, приемам, используемым для познавательного развития старших дошкольников в процессе реализации проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья».
Публикация «Познавательное развитие старших дошкольников посредством реализации проекта „Создание центра „Дошкольник Белогорья“» размещена в разделах
Ключевые слова: Дошкольник Белогорья, мотивация, познавательное развитие, социокультурные традиции, проектная деятельность.
Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.
Франческо Патрици
В настоящее время важна такая форма организации деятельности с дошкольниками, как партнерская деятельность педагога с детьми, направленная на исследование вещей и явлений окружающего мира. Она должна быть доступна и привлекательна для дошкольников, при которой дети активно проявляют самостоятельность, инициативу, выступают как субъект познания.
В ФГОС ДО задачи познавательного развития направлены на развитие кругозора детей, пытливости, познавательной мотивации, становлению сознания, развития воображения и творческой активности дошкольников.
Использование в своей педагогической деятельности парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!», в рамках реализации проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья», позволяет создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Это способствует становлению целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения детей к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.
Реализация проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья» позволяет нам педагогам развивать личность каждого ребенка, помогает подобрать такие формы и пути во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста, которые дают возможность приобрести, накопить и расширить их знания. Так же используемая программа «Здравствуй, мир Белогорья!», в рамках проекта помогает развивать интересы каждого ребенка к моделированию и поисковой деятельности. В познавательной деятельности очень привлекает старших дошкольников создание и применение моделей поисковой деятельности, так как некоторые объекты вызывают трудности в познании. Поэтому наилучшим способом их исследования часто является построение модели. В совместной познавательной деятельности с детьми построить модель исследуемого предмета (объекта) помогает не только реальный мир, но и мир условных знаков.
Целью проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья» является обеспечение познавательного развития дошкольников на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и потребностей детей, и их родителей.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда центра соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, содержит необходимый демонстрационный материал, литературу, открытки, альбомы для закрепления знаний о стране, регионе, малой родине, профессиях взрослых, армии и флота.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей в процессе реализации проекта, повышение эмоциональной активности к знаниям о родном крае осуществляется через применение следующих методов: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей, придумывание познавательных рассказов, элементы творчества и новизны, игровые, проблемные и воображаемые ситуации, метод моделирования и конструирования, предположения (гипотезы).
Реализация проекта «Создание центра «Дошкольник Белогорья» пронизывает все формы и направления образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями воспитанников. Организовываются тематические выставки, беседы, тематические акции, квест-игры с детьми, консультации для родителей, конкурсы совместного творчества.
В познавательной деятельности с детьми эффективно используются игровые, краеведческо-туристические, проектные технологии. Особенно дети проявили свою познавательную активность в проектной деятельности по ранней профориентации «Профессии Белогорья», «Профессии в прошлом нашего края». Разработанные нами дидактические игры, пособия в рамках реализации проекта дают детям возможность организовать и интересно провести свою самостоятельную деятельность, позволяют приобщить детей к истории и культуре родного края. В процессе организации систематической деятельности по проекту ребята становятся настоящими маленькими гражданами, которые любят, знают свой родной край.
Список литературы
1. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 1998. – 175 с.
2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 115 с.
3. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л. В. Серых, Г. А. Репринцева. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 52 с.