Получи документы

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие и экспериментирование»

Татьяна Кудряшова
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие и экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

СТАТЬЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 66 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Т. А. Кудряшова.

1. Технология экспериментирования – ведущая в развитии познания у дошкольников.

Познание – это умственная психическая деятельность, в которую включены все основные психические процессы – восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Поэтому развитие познания у ребенка – это по сути развитие главного органа психики – мозга.

Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательное развитие и экспериментирование“» размещена в разделах

У человеческого мозга в процессе эволюции человека сформировались сложные, специфически человеческие функции: речь, логика, что в сумме и называют интеллектом, воображение. И эти функции заложены в мозг ребенка от рождения, но нужно длительное время, чтобы они развились.

Сформировалась новая, смежная с детской возрастной психологией, наука – нейропедагогика. Это стык множества нейронаук, изучающих человеческий мозг и ее цель – дать педагогам знания к решению их педагогических задач о том, как устроен и развивается мозг ребенка, каковы особенности его психической деятельности. Основной вывод нейропедагогики: ускорить развитие мозга нельзя и у каждого ребенка оно идет в своем темпе – в одновозрастной группе разрыв между детьми в реальном развитии может составлять до 2х лет, то есть фактически три биологических возраста.

Например, за 7 лет у ребенка развиваются 3 типа мышления : наглядно-действенное в раннем возрасте, наглядно-образное в дошкольном и в конце старшего дошкольного возраста начинают формироваться начала словесно-логического, интеллектуального мышления. При этом у каждого ребенка развитие идет по-своему. В одновозрастной («паспортный» возраст) группе в реальном развитии детей (биологический возраст) различия могут составлять до 2х лет.

Обучение опережает развитие. Обобщение – логическая операция – в развитии появится самое раннее в 5 лет, а мы обучаем простейшим обобщениям (одежда, игрушки) уже на 3м году жизни.

Когда мы говорим «шарф, колготки, кофта – это одежда» ребенку раннего возраста надо взять их в руки и он понимает: вот это шарф, вот это кофта… Ребенку дошкольного возраста для понимания надо хотя бы увидеть их изображения. Но где предмет «одежда», который можно взять в руки или увидеть его изображение? Психологи установили, что до 5ти лет дети просто запоминают все обобщения, т. е. идет развитие памяти, но не мышления – мозг еще не развился до данной мыслительной операции.

Развивать познание во всей полноте составляющих его процессов можно только адекватными психике ребенка методами. Запорожец А. В. : «Мы тащим маленького ребенка за уши, стараясь скорее сделать его большим, а получается только маленький ребенок с большими ушами».

И, если ускорить развитие нельзя, то замедлить можно неадекватными методами.

2. О том же, но немного по-другому.

Познание окружающего мира – биологический инстинкт: познавать, чтобы приспособиться, это жизненная потребность человека. У маленького ребенка она выражается в естественном любопытстве. Развитие его познания происходит, когда ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство, совершая свои открытия мира, то есть познавательное развитие понимается как череда самостоятельных открытий ребенка.

Но заучивание чужой информации - это не самостоятельное открытие (как говорят в школе – чем больше учим, тем лучше память, тем хуже мышление). Основный доступный ребенку способ познания мира – экспериментирование. Маленький ребенок буквально по натуре исследователь, это вложено в него от природы, от рождения. Экспериментирование и должно быть первичным в его познании, а не готовые знания.

Познавательное развитие как цепочка самостоятельных открытий – это идея, декларация, а конкретика – 2 задачи: формировать познавательные умения и формировать знания, представления.

Что касается знаний, то их круг примерно определен образовательным стандартом и образовательными программами.

Основной уровень формируемых у дошкольников знаний – обобщенные представления, некоторые сферы знаний остаются на уровне конкретных представлений (например, этика, мораль, в некоторых мы выводим ребенка на уровень элементарных понятий (живое-неживое).

Современная характеристика детских знаний – системность: в любой науке знания приведены в определенную систему, также и знания детей должны быть отсистематизированы, приведены в системы элементарные, но соответствующие научным.

Под познавательными умениями понимаются общие способы познания любого объекта (любого предмета, явления, или: общие способы умственной обработки информации о любом объекте, в школе их называют общими надпредметными, имея в виду, что они нужны в изучении любого предмета. По сути это умения тех психических процессов, которые включены в познавательную деятельность :

Смотреть и видеть, слушать и слышать…

Запоминать и вспоминать.

Обследовать через свои органы чувств, анализировать (признаки, свойства, структура, задавать вопросы.

Сравнивать, используя речь-сравнение, находить связи и отношения.

Обобщать и классифицировать, используя речь-умозаключение, речь-доказательство, речь-суждение.

Создавать образы по ассоциациям, замещать, моделировать с условными значками.

Ведущая идея познавательного развития ребенка связана с вопросом о том, какая из этих задач основная, а какая сопутствующая, сопровождающая. Вопрос можно задать иначе: что первично – знания об объекте или процесс его познания? Если знания даны готовыми, то нужен ли процесс познания?

Ведущая идея: Знания – не самоцель. Важны не знания сами по себе, а умение их добывать (а не получать готовыми) и использовать.

Главная цель познавательного развития – умения, а умения (психические процессы) формируются долго и трудно, у каждого ребенка в своем темпе, но к школе они должны быть хорошо сформированы у всех детей.

3. На выходе из детского сада ребенок должен быть подготовлен к освоению преемственной программы начального общего образования.

Школа обращает внимание не на знания (считает, что формировать знания – это ее функция, а на умения. Современная школа тоже перестраивается, если раньше акцент делался на память, то теперь более всего запрашиваются 3 умения:

Слуховое внимание (слушать и слышать) : в школе учебный процесс ориентирован уже на формирование логического мышления (мозг развился до начал интеллекта) и базируется на вербальных методах. Если дошкольник усваивает 3% словесной информации, то первоклассник – 10% (по крайней мере на протяжении 1й четверти, поэтому ему никогда ничего не задано, если вдруг задано, то не объясняли, как выполнить задание, в школу принести к уроку ничего не надо и т. д. На самом деле, конечно, учитель все говорит и все объясняет, просто ребенок слушает, но не слышит, не сформировано умение.

Воображение, творческие умения: творчество – приоритет современного образования на всех его ступенях. ВУЗы обычно первым экзаменом проводят сочинение – творческую работу, требующих творческих умений, с которой многие абитуриенты не справляются. В школе появляются новые учебники, где уже много задач на воображение, и в дошкольном образовании образовательные программы ориентированы на развитие детского творчества как один из приоритетов образовательной работы. Показатель того, что воспитатель правильно понимает этот приоритет - коллекции детского творчества по всем направлениям развития.

Суждение - это самый главный вид речевой деятельности в контексте подготовки к школе. Суждение – это собственное мнение ребенка о чем-либо, не научно обоснованное, а вышедшее из личного опыта. Как любое мнение личное мнение воспитывается долго. Воспитатель задает вопрос и ждет определенного ответа – это проверка знаний, а не формирование личного мнения. Для проверки знаний хороши игры «Веришь – не веришь», «Так – не так» в варианте «Да-нет». Дети отвечают «да – нет» и получают за ответ красную или синюю фишку. В конце: «А теперь посмотрим, у всех есть фишечки? Синие фишки - вы отвечали, но не угадали ответ правильно, а красные фишки – вы ответили правильно».

Развитие личного мнения - это умение рассуждать. Очевидно, что здесь должны быть не однословные ответы, а, как минимум, фраза. Поэтому воспитание личного мнения – это всегда беседа, собеседование, и вопросы здесь ставятся иначе. Слова, формирующие мнение: Как ты думаешь, вот это…или? Меня интересует, что думает об этом Коля. Все ли согласны? Кто думает по-другому? Как бы тебе хотелось сделать? И оценка: Может быть. Спасибо, было интересно.

Формирование собственного мнения и есть развитие личности в ребенке.

Знания первоклассника школу, конечно, тоже интересуют, но больше в аспекте общего кругозора, мировоззрения ребенка.

Модель мира у ребенка чувственная, складывается из ощущений от окружающего мира. В природе нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, а есть волновое движение определенных сочетаний молекул и реакция наших рецепторов на них.

У взрослых восприятие перекрыто знаниями (мы в плену у своих знаний). Взрослый ориентируется на принятые штампы восприятия, сетку культурных эталонов. Установлено, что восприятие взрослого человека напрямую зависит от слов: есть слово – ощущение осознается, нет слова – ощущение проходит мимо сознания прямо в подсознание. Т. о. мы видим мир не таким, каков он есть в реальности, а таким, каким его принято считать.

У ребенка же восприятие еще не заштамповано, сохраняется его чистота, а значит, модель мира у ребенка более правильная, более объективная, чем у взрослых. Но как только научили – значит, усекли ему мир, закрыли другой путь развития кроме своего, занавесили его своим знанием.

Вот поэтому в детском познании не могут быть первичными наши готовые знания. Они уже никогда не денутся – зафиксированы в науке, мы успеем их передать при обобщении того, что ребенок откроет сам. И, кроме того, мы должны осознавать определенную ограниченность нашего знания, у ребенка же есть шансы увидеть что-то по-новому.

У ребенка есть право на свой путь развития. В детском познании первично экспериментирование, потом при обобщении – передача наших знаний.

Литература:

1. В. Д. Еремееева, Т. П. Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб, 2001.

2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Под ред. Л. Г. Нисканен. – М: Аcademia, 2002. – Серия «Высшее образование».

3. Г. А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М: Аcademia, 1999. – Серия «Педагогическое образование».

4. И. Л. Паршукова. Маленькие исследователи в детском саду. – СПб: Европейский дом, 2004.

5. Н. Короткова. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2003, № 3, стр. 4. 2003, № 4, стр. 2003, № 5, стр. 2002, № 1, стр.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – (Серия «Вместе с детьми»).

Публикации по теме:

Новогодние красавицы.Новогодние красавицы. Одним из самых популярных предновогодних конкурсов стал конкурс поделок "Такие разные елки". Наш детский сад (ГБДОУ 93 Фрунзенского района.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие и экспериментирование»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 14:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Познавательное развитие и экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД