Надежда Утешева
Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует чёткой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжёлые двигательные расстройства, могут сочетаться с лёгкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжёлым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом.
Публикация «Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы, и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребёнка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогикой работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.
У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжёлая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.
Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребёнка с двигательными нарушениями. Тяжёлые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребёнка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжёлой двигательной патологией.
Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания.
При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.
У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.
Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.
Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.
Одним из условий начала коррекционной работы, является предварительное обследование воспитанников, для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.
Неврологом нашего санатория, кандидатом медицинских наук С. В. Власенко, была разработана технология нейропсихологического обследования, использование которой помогает педагогам выявлять у детей особенности психических функций, их патологию и разрабатывать индивидуальный подход в коррекционной работе с каждым ребёнком. Разработанная неврологом карта нейропсихологического обследования позволяет повысить продуктивность работы на данном этапе. А для сокращения времени обследования рационально привлекать к нему и родителей ребёнка. Например, при обследовании тактильных функций, слухоречевой и зрительной памяти следует предложить родителям карточки с изображением 6 фигур, ряда из 6 слов для запоминания детьми и воспроизведением с интервалом во времени.
Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :
1. Предметные картинки.
2. Перечеркнутые изображения.
3. Незавершенные изображения.
4. Конфликтные изображения.
5. Наложенные изображения.
6. Серийные картинки.
7. Сюжетные картинки.
8. Карточки с изображением 6 фигур
9. Изображение циферблата часов с цифрами и без («слепые часы»).
10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана.
11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка, гусли, ксилофон).
12. Ширма переносная.
13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.
14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20 см.
15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.
16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-
вые по всем параметрам).
17. Карточки с группой предметов, где один по своим параметрам
«лишний».
Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.
По окончании этого этапа педагог непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций. Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.