Папки-передвижки

Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП

Надежда Утешева
Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует чёткой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжёлые двигательные расстройства, могут сочетаться с лёгкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжёлым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом.

Публикация «Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП» размещена в разделах

Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы, и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребёнка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогикой работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжёлая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребёнка с двигательными нарушениями. Тяжёлые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребёнка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжёлой двигательной патологией.

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания.

При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.

Одним из условий начала коррекционной работы, является предварительное обследование воспитанников, для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с лечащим врачом, логопедом, родителями.

Неврологом нашего санатория, кандидатом медицинских наук С. В. Власенко, была разработана технология нейропсихологического обследования, использование которой помогает педагогам выявлять у детей особенности психических функций, их патологию и разрабатывать индивидуальный подход в коррекционной работе с каждым ребёнком. Разработанная неврологом карта нейропсихологического обследования позволяет повысить продуктивность работы на данном этапе. А для сокращения времени обследования рационально привлекать к нему и родителей ребёнка. Например, при обследовании тактильных функций, слухоречевой и зрительной памяти следует предложить родителям карточки с изображением 6 фигур, ряда из 6 слов для запоминания детьми и воспроизведением с интервалом во времени.

Кроме этих карточек при обследовании и в коррекционной работе используется следующее оборудование :

1. Предметные картинки.

2. Перечеркнутые изображения.

3. Незавершенные изображения.

4. Конфликтные изображения.

5. Наложенные изображения.

6. Серийные картинки.

7. Сюжетные картинки.

8. Карточки с изображением 6 фигур

9. Изображение циферблата часов с цифрами и без («слепые часы»).

10. Тесты Тейлора, Рея-Остерица, Деннмана.

11. Музыкальные инструменты (бубен,барабан,дудочка,погремушка, гусли, ксилофон).

12. Ширма переносная.

13. Геометрические фигуры и предметы различной текстуры.

14. Канат, картонный якорь, две палочки длинной 20 см.

15. Карта с изображением предметов в игровой комнате.

16. Карточки с изображением группы предметов (2 из которых одинако-

вые по всем параметрам).

17. Карточки с группой предметов, где один по своим параметрам

«лишний».

Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.

По окончании этого этапа педагог непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функций. Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5–7 лет «Была война… 900 Дней блокады Ленинграда!»Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5–7 лет «Была война… 900 Дней блокады Ленинграда!» Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей 5-7 лет. (Можно использовать как сценарий для проведения тематического досуга к Дню.

Конспект НООД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшей группы «Фантазеры спешат на помощь!» Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы»Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, благодаря тому, что данная активность.

Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас»Познавательное развитие детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей. Беседа «Яблочный Спас» Интеграция ОО: "Социально- коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое". Задачи: - развивать духовно.

Автор публикации:
Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП
Опубликовано: 4 июня 2024 в 08:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие и игры для детей с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Утешева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД