Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Зимние пейзажи»

Гудкова Светлана Францевна
Познавательно-творческий проект «Зимние пейзажи»
▼ Скачать + Заказать документы

Комитет по образованию

Балашовского муниципального района

Познавательно-творческий проект

в рамках федеральной площадки «Картинная галерея в детском саду»

подготовительной группы «Ветерок»

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» города Балашова Саратовской области»

Воспитатели:

Голубева Е. А.

Гудкова С. Ф.

2023-2024 учебный год

Тема проекта : «Зимние пейзажи»

Публикация «Познавательно-творческий проект „Зимние пейзажи“» размещена в разделах

Цель проекта : Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей, посредством знакомства с особенностями зимних явлений, познакомить детей с картинами русских художников, формировать творческие способности детей через знакомство с живописью и художественной литературой.

Задачи проекта :

Образовательные. Формировать положительное отношение к искусству. Совершенствовать умение видеть красоту зимней природы в окружающем мире и находить её сходства в картинах знаменитых художников и художественной литературе известных писателей и поэтов. Продолжать развивать интерес к поэзии пополнять литературный багаж стихами.

Развивающие. развивать желание отображать красоту зимнего пейзажа в своих рисунках используя знакомые приёмы изображения и средства выразительности. Развивать выразительность речи при чтении стихотворений.

Воспитательные. Воспитывать интерес к познанию природы через художественные произведения. Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, любовь и интерес к зимней природе родного края.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Срок реализации. Краткосрочный с 18.12.2023-22.12.2023

Гипотеза: Предполагается, что знакомство с художественной литературой и репродукциями пейзажей великих художников и принципами построения пейзажной композиции будет способствовать формированию и развитию творческой деятельности детей.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.

Объект исследования: зимняя природа в творчестве великих художников и поэтов.

Продукт: Вернисаж (выставка детских работ).

Актуальность.

Зима – это одно из самых любимых детьми время года. Лепка снежных баб и снеговиков, катание на санках и ледянках, строительство крепости и игры в снежки. Зимние пейзажи отличаются от всех времён года. Они дышат чистотой, в них много простора. Сугробы подчёркивают на пейзажах контрастные объекты. Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящие время. Один из самых эмоциональных жанров в изобразительном искусстве – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями.

Творческая деятельность для ребенка – это своеобразная форма самовыражения и познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и воплощение своих замыслов в рисовании и речевом творчестве.

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, применять в своих работах многообразие цветов красок и их оттенков.

Этапы Мероприятия Сроки проведения Ответственные

Подготовительный

Основной

Итоговый Наблюдения в природе за деревьями, снежным покровом, изменениями в природе и погоды, за рекой, лесом, птицами.

Выставка репродукций зимнего пейзажа русских художников.

Выставка произведений художественной литературы о зиме.

Рассматривание и чтение альбома о зиме и его пополнение.

Беседы:

«Зимушка – зима»,

По стихотворению «Зима» И. Сурикова,

«Жизнь птиц зимой».

Рассматривание картин:

И. Шишкин «Зима»,

И. Грабарь «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»,

А. Лебедев-Шуйский «Серебро»

НОД

Познавательное :

Знакомство с творчеством художников-пейзажистов И. Шишкиным и И. Грабарь.

Знакомство с творчеством русских поэтов С. Есениным и А. Пушкиным.

Речевое развитие: Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»

Составление творческих рассказов «Зимушка-зима»,

Составление коллективного рассказа по предметным картинкам «Зимняя природа».

Аппликация: «Зимний лес»

Рисование «Берёза зимой», «Зимний пейзаж»

Чтение художественной литературы о зиме.

Выставка-вернисаж «Новогодний калейдоскоп» Ежедневно

воспитатели и дети

воспитатели и дети

Воспитатели и

дети

Воспитатели и дети

приложение

Беседы

ОБЛ. Речевое развитие

«Здравствуй, зимушка – зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме,о приметах зимы. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в составлении предложений, рассказов из личного опыта. Активизировать словарь по данной теме. Развивать повествовательную речь.

Материал: иллюстрации зимней природы.

Ход

Сегодня мы поговорим о зиме.

- После чего наступает зима?

- Назовите зимние месяцы.

- Что происходит в природе зимой?

- Какие стоят деревья?

- Что лежит на крышах домов и на улице?

- Какую одежду надевают люди зимой?

- Как живется зверям и птицам зимой? Почему?

- Как им можно помочь?

- Какие вы знаете зимние праздники?

- Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, снежная и т. д.)

- Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

- Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой?» (Морозный)

- Слово «холод» - на вопрос «какое?»

- Слово «снег» - на вопрос «какая?»

- Слово «лед» - на вопрос «какие?»

- Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер) «холодное» (утро, солнце, небо, «снежная» (улица, горка, «ледяные» (горки, реки, озера)

Составление рассказов о зиме из личного опыта с использованием полученных знаний, данных слов и словосочетаний.

ОБЛ. Речевое развитие

Беседа по стихотворению И. Сурикова «Зима»

Цель. Приобщать к высокохудожественной литературе. Расширять знания о творчестве И. Сурикова. Развивать речь, выразительность, эмоциональность, при чтении стихотворения, логическое мышление. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умение слушать и доброжелательно относиться друг к другу.

Материал: иллюстрации с зимней природой, портрет И. Сурикова.

Ход.

- Что вы больше любите слушать: сказки, рассказы, стихи?

- Каких поэтов, писателей вы знаете?

Сегодня мы с вами познакомимся с русским писателем И. Суриковым, вот его портрет. Иван Суриков любил свою Родину, её бескрайние просторы, красоту природы в разные времена года. В своих поэмах и стихотворениях он воспевал красоту природы, времена года, всё то, что его окружало. И одно из его стихотворений называется «Зима». Чтение.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Скажите, о каком времени года это стихотворение?

- О чем ещё рассказывается в нем?

- Какие приметы зимы отмечает автор в этом стихотворении?

- Какими словами он говорит о снеге?

- Какими словами автор описывает лес?

- Что означает такое слово «пелена»?

- Назовите признаки зимы, которые отмечает автор словами из этого стихотворения.

(Снег кружиться, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).

- Как вы понимаете фразу: «И под снегом поле забелело». Что значит забелело?

ОБЛ. Речевое развитие

Зимние забавы

Цель: расширить представления детей о зимних забавах. Закрепить знания о зиме, её приметах и зимних месяцах. Развивать умение составлять связный рассказ о зимних забавах, играх. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Материал: набор сюжетных картин “Зимние забавы”

Ход

– Ребята, какое сейчас время года?

– Назовите по порядку зимние месяцы.

Послушайте стихотворение: Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы холодной поры.

– Как вы понимаете слово «забавы» (это игры, развлечения).

– А как вы понимаете выражение «холодная пора»?

– Значит это стихотворение о зимних играх и развлечениях.

Игра “Закончи предложение”.

• Мы решили слепить….(снеговика).

• Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).

• Мы показали соседям нашего….(снеговика).

• Мы играли со (снеговиком).

• Мы всем рассказали о….(снеговике).

– Что нарисовано на сюжетной картинке?

– Что делают дети?

– Какой получился снеговик?

– Кто прилетел посмотреть на снеговика?

– Посмотрите на эту картинку

– Кто нарисован на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают ребята?

Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.

– Посмотрите на большую картину

– Кого вы видите на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают дети?

– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка?

– Кого вы видите на этой картине?

– Как одеты мальчики?

– Как называется игра, в которую играют мальчики?

– Что у мальчиков в руках?

– Кто стоит на воротах?

– Зачем нужен вратарь?

– Посмотрите на эту картину

– Что делают ребята?

– С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть, как эта девочка и ничего себе не повредить.

– Посмотрите на этого мальчика. Вы узнаете, на чем он катиться с горы?

– Сегодня мы с вами познакомились с зимними играми и развлечениями. Посмотрите в окно. Как много на улице снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.

Я начну рассказ, а вы его продолжите.

Наступила зима. На улице выпало много снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. У ребят появилось много интересных игр и развлечений. Дети продолжают рассказ. – А закончить рассказ нужно описанием настроения детей, сказать, почему у них такое настроение.

ОБЛ. Художественно – эстетическое развитие

Беседа-рассматривание по картине И. И. Шишкина «Зима»

Цель: Развитие эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству, вызывать эстетические переживания, умение видеть, понимать и любить природу. Материал: репродукции: картины «Зима», портрет художника И. И. Шишкина.

Ход.

- Кто из вас любит зиму? Почему?

- Какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).

Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

- А почему радостными?

Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревья в белоснежных шубах.

Очень давно в небольшом городке Елабуга родился замечательный русский художник И. Шишкин (показ портрета). Еще мальчиком Ваня наблюдал за природой весной, летом, осенью, зимой. А когда стал художником, начал изображать на своих рисунках и картинах природу. Изображение природы называется пейзаж. Художник, который изображает природу – художник – пейзажист (лес, деревья, луга, поля, цветы). Любил И. Шишкин наблюдать и за зимней природой, за снегом, ведь снег замечательное изобретение природы, он тает и превращается в воду, из него можно лепить. Придет весна снег растает и только на картинах снег останется навсегда.

А теперь рассмотрим картину И. И. Шишкина «Зима». Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка.

- Что мы видим вдалеке? (мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги.)

Ребята, говорят, что снег белый, но на картине художника он других цветов.

- Скажите какого цвета снег на переднем плане? (он розовый).

- Какого цвета снег на освещенной стороне картины? (желтый).

- Посмотрите внимательно на небо, какого оно цвета?

- Что ещё мы видим на картине? (деревья)

- Расскажите о деревьях, какие они? (высокие сосны, низкие ёлочки, покрыты снегом)

Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес.

- Кто такой художник- пейзажист?

- Как называется эта картина?

- Кто автор картины?

Послушайте стихотворение А. С. Пушкина, которое описывает пейзаж изображённый И. Шишкиным: «Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

ОБЛ. Художественно-эстетическое развитие

Беседа по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Цель: Развивать эстетическое восприятие художественной картины, умение видеть её главную идею. Закреплять умение отвечать на вопросы и выражать своё мнение по поводу увиденного. Воспитывать чувство прекрасного.

Материал: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка».

Ход.

- Какое сейчас время года?

- Какой самый любимый детьми праздник мы встречаем зимой?

- А какие сказочные персонажи приходят к вам на Новый год?

Сегодня мы рассмотрим картину В. М. Васнецова «Снегурочка». На создание этой картины художника вдохновили одноименная пьеса Н. Островского «Снегурочка» и опера Римского-Корсакова. Собственно, картина и писалась, как декорация к постановке оперы. Прототипом сказочной Снегурочки стала Сашенька, дочка известного мецената Саввы Морозова.

- Ребята, посмотрите, что изображено на переднем плане картины?

На переднем плане изображена толща зимнего снега. Видно, что снежный покров глубокий. В такой стоит наступить – и провалишься по пояс.

- Какие деревья вы видите на картине? (Слева из снега выглядывают молодые елочки.)

- Где на картине изображена Снегурочка?

За ёлочками стоит Снегурочка. Она нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку. Создается ощущение, что зимняя красавица только-только вышла из лесу. С удивлением и растерянностью она оглядывает свои владения. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг. Костюм подстать этой царевне зимнего леса.

- Во что одета Снегурочка?

Богатая парчовая шуба практически сливается с поверхностью снега. Наряд расписан золотым шитьем. Маленькая шапочка с меховой опушкой вносит в образ Снегурочки нотку женственности и нежности. Фигура девочки как бы подсвечена снизу. Кажется, что красота Снегурочки отражается от поверхности снега. Ничего не отвлекает нас от созерцания героини.

- Что мы видим на заднем плане картины?

На заднем фоне лишь темно-синее, почти черное небо с таинственным зеленоватым отливом. И только внимательно приглядевшись, мы можем различить огоньки домов, затерянных в этом волшебном зимнем царстве.

- Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

ОБЛ. Художественно – эстетическое развитие

Беседа по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины. Закреплять умение выделять главное содержание и средства выразительности картины. Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.

Материал: репродукция картины.

Ход.

Мы с вами уже рассматривали картины с зимними пейзажами.

- Вспомните, какие картины? Кто их написал?

Сегодня мы рассмотрим другую картину написал её художник И. Грабарь.

- Как вы думаете, какой месяц зимы изображён на картине? (февраль, яркая, звонкая, радостная и прощальная песнь уходящей зимы).

- На что хотел обратить наше внимание художник?

- Какую берёзу изобразил художник? (большую, величавую, она даже не помещается на полотне картины).

- Что вы видите на берёзе? (прошлогодняя листва). Под лучами солнца они загорелись рыжевато-красными красками.

- Куда устремлены ветви берёз? (вверх, они словно радостно приветствуют утро)

- Каким цветом изображён снег?

- Какой день изобразил художник?

- Что ещё ярко изображено на картине? (ясное, чистое, голубое небо)

Другим словом голубой цвет называют- лазоревым. Поэтому художник назвал свою картину «Февральская лазурь».

- Что вы чувствуете глядя на эту картину?

- Какое настроение она у вас вызывает?

- А вам приходилось в жизни видеть такие деревья? Где? (расскажите)

- Какое стихотворение вспоминается, глядя на эту картину? («Белая берёза»)

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Ах, зимушка-зима!»Познавательно-творческий проект «Ах, зимушка-зима!» Познавательно – творческий проект «Ах зимушка, зима!» Вид проекта: краткосрочный 13.12.2021 -24.12.2021 Тип проекта: познавательно – творческий,.

Познавательно-творческий проект «Февральские окна»Познавательно-творческий проект «Февральские окна» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: - воспитанники разновозрастной группы; - воспитатели группы; - родители.

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак — детям»Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак — детям» Паспорт проекта: Участники проекта: • воспитанники группы №2, дети 5-6 лет; • педагоги; • родители. Срок проведения: краткосрочный - 3 недели.

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Зимние пейзажи»
Опубликовано: 8 сентября 2024 в 19:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Зимние пейзажи»» (включая файлы) размещена пользователем Гудкова Светлана Францевна (УИ 3179148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД