Баранова Татьяна Николаевна
Познавательно–творческий проект «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«Детский сад комбинированного вида №25 «Теремок»
г. Вольска Саратовской области».
Проект «Жаворонки»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор и руководитель проекта
учитель-логопед высшей квалификационной категории Баранова Татьяна Николаевна
Вид проекта : групповой, познавательно – творческий.
Темочки:
Возраст детей : старший дошкольный возраст.
Время работы над проектом : март
Участники проекта : педагоги, воспитанники группы, родители.
Режим работы: на занятиях, вне занятий.
Автор проекта : учитель-логопед Т. Н. Баранова
Формы организации деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Работа с родителями.
Актуальность проекта
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования одним из важнейших аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
Приобщение детей к истокам народной культуры – одна из первостепенных задач современной дошкольной педагоги.
как можно раньше, с самого рождения в семье, продолжать в детском саду, а затем в школе.
В решении этой задачи особенно важен дошкольный возраст. То, что усвоено в детском возрасте, остаётся с человеком на всю жизнь. Как говорил Л. Н. Толстой «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я сейчас живу, и приобрёл так много и быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того. Жизнь от пятилетнего ребёнка до меня один шаг, от новорожденного до меня страшное расстояние».
В дошкольном возрасте формируются нравственные качества : доброта, честность, сопереживание, альтруизм, любовь к родным людям, к родной земле, к Родине.
Духовность, национальная культура и традиции помогают ребёнку понять уникальность своего народа, узнать его историю, ощутить себя частью этого народа. Знакомство с обычаями и традициями народа несёт огромный воспитательный потенциал. Овладение народным наследием, приобщение к основам народной культуры, через восприятие фольклора, знакомство с народными праздниками, обычаями, обрядами, народными промыслами закладывает основы нравственного сознания, воспитывают в ребёнке национальное самосознание, в результате он становится полноценным носителем своей культуры, сможет сохранить её и передать следующим поколениям.
Познавательно - творческий проект «Жаворонки» является частью системы работы, направленной на формирование духовно-нравственных основ личности ребёнка, осознания своей национальной идентичности и самосознания.
Национальная идентичность - это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком».
Национальная идентичность не является врождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с другими людьми. Роль идентичности является непременным фактором стабильного и устойчивого существования государства. Вот почему так важно не упустить время и вести систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию.
Православные и народные праздники повышают духовно-нравственный уровень детей, положительно влияют на их поведение и самосознание.
В детском саду регулярно проводятся праздники: «Осенние посиделки», «Новый год», «Рождество», «Масленица» «Пасха», «Жаворонки», «Троица», «День Петра и Февроньи», активными участниками которых являются взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника учитывается возраст детей. Особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора интересных и доступных детям.
Утренники и развлечения, посвящённые народным праздникам, эмоционально ярко окрашены. Эту эмоциональную атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции.
Участие в народных играх, сценках, хороводах доставляют детям большую радость. Беседы об этих праздниках, народных традициях, исторические сведения обогащают знания и внутренний мир ребёнка.
В процессе подготовки тематических мероприятий укрепляются связи с родителями. Совместная творческая деятельность, участие в тематических мероприятиях помогает объединить детей,родителей и педагогов.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста основ национальной культуры, знакомство с бытом и жизнью русского народа, его самобытностью, духовно-нравственными ценностями и традициями.
Задачи:
1. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с народным праздником «Жаворонки».
2. Вызвать интерес к истории русского народа, к его культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
3. Познакомить детей с фольклором и использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, народными играми).
4. Воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории и традициям русского народа.
5. Развить творческие способности детей и речевую деятельность детей. 6. Совершенствовать звукопроизношение, выразительность и связную речь детей.
7. Развивать творческие способности в игровой, театрализованной и художественной деятельности детей.
8. Стимулировать познавательную активность.
9. Вовлечь родителей детей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность, участие в мероприятиях, посвящённых русским народным праздникам.
10. Создать условия для совместной деятельности всех участников проекта. Установить эмоциональный контакт между детьми, педагогами и родителями через совместную деятельность.
11. Приобщить родителей к участию в проекте. (Экскурсии, комплексные занятия, досуги, выставки фотографий, рисунков и творческих работ).
12. Повышение родительской компетентности по вопросам народных традиций.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
2. Развитие творческих способностей в игровой, театрализованной и художественной деятельности детей.
3. Совершенствование речевой деятельности, звукопроизношения, выразительности и связной речи детей, развитие коммуникативных навыков.
4. Активизация познавательной деятельности.
5. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
6. Умение играть в русские народные подвижные игры.
7. Знание сказок и сказочных героев, понимание характера героев, умение давать характеристики поступкам героев, отличать хорошие поступки от плохих. Формирование веры. что добро всегда побеждает зло.
8. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
9. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной игровой деятельности.
10. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
11. Активное участие родителей в подготовке костюмов, масок, атрибутов к праздникам.
12. Участие в конкурсах, в. выставках рисунков, поделок, творческих работ.
13. Осознание родителями, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
14. Повышение вклада семей воспитанников в воспитание у детей
15. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместную деятельность.
Методы работы над проектом
1. Теоретический (анкетирование, беседы, консультации и др.)
2. Наглядный (получение информации через презентации, выставки, экскурсии, целевые прогулки)
3. Практический (участие в мероприятиях ДОУ, игровые ситуации, продуктивная деятельность).
1 этап.
1. Определение темы проекта, его актуализация.
2. Определение цели и задач.
3. Выбор методов работы над проектом.
2 этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной темы.
2. Провести консультацию для педагогов ДОУ «Приобщение детей к истокам народной культуры».
3. Составить перспективный план работы.
4. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические произведения обрядово-календарного фольклора, соответствующие содержанию праздника, интересные и доступные для детей.
6. Составить картотеку игр по теме, картотеку пословиц, примет, загадок, физкультминуток по теме.
7. Подготовить презентации по теме проекта.
8. Разработать конспекты занятий, бесед, сценария развлечения.
9. Привлечь родителей для реализации проекта.
3 этап. Реализация проекта
Познавательное развитие
Беседа «Ранняя весна», «Как жили наши предки»,
«Весенний фольклорный праздник «Жаворонки»
Презентация «Птицы - наши друзья».
Экскурсия в краеведческий музей.
Рассматривание картин, иллюстраций по темам «Весна», «Перелётные птицы».Просмотр мультфильмов о птицах «Весенняя сказка», «Кукушка и скворец», «Высокая гора», «Что это за птица», «Чужой голос». «Гадкий утенок», «Птицы нашей планеты».
Наблюдение за поведением птиц на прогулке.
Игровая деятельность
Физическое развитие Словесные и дидактические игры по теме «Птицы». Домино «Кто, где живёт», «Найди такую же птичку», «Собери птичку».«Четвертый лишний», «Чья тень», «У кого кто». Подвижные игры :«Жаворонки», «Перелёт птиц», «Горелки», «Ручеёк», «Птицелов»», «Заря-заряница»,
Хороводные игры: «Веснянка», «Золотые ворота».
Пальчиковые игры: «Птичек стайка», «Птички в гнезде», «Скворечник».
Игра – драматизация «Как воробышек домик искал», «Ты- дрозд, я- дрозд»
Ознакомление с художественной литературой Чтение художественных произведений о перелё тных птицах : А. И. Куприн «Скворец»,И. С. Соколов- Микитов «Жаворонок», Г. Я. Снегирёв «Ласточка»,К. Д. Ушинский «Рассказы о птицах», В. А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Д. Берестов «Жаворонок», А. Н. Майков «Ласточка». В,А. Жуковский «Жаворонок», А. Н. Плещеев «Сельская песенка».
Развитие речи Беседы «День птиц», «Птицы – наши друзья»». Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Составление рассказов о птицах с помощью мнемотаблицы Игра «Узнай по описанию» (составление загадок – описаний о перелётных птицах), . Заучивание стихотворений :В,А. Жуковский «Жаворонок», А. Н. Плещеев «Сельская песенка».
Знакомство с пословицами и поговорками о весне, птицах, явлениях природы. Заучивание закличек, пословиц, поговорок.
Викторина «Знатоки птиц». Инсценировка «Разговор птиц».
Изобразительная деятельность Портрет «Весна-красна», создание поделки в технике оригами «Жаворонок». Лепка из пластилина: «Грач», рисование птиц с помощью трафарета. Рисование по замыслу «Весна пришла» .
Лепка из солёного теста «Жаворонок»
Знакомство с дымковской игрушкой.
Музыка Слушание. П. И. Чайковский «Детский альбом. «Песня жаворонка». Разучивание хороводов, игр в сопровождении музыки. Песня «Скворцы»
Подбор и разучивание закличек, игра на музыкальных инструментах (треугольник, деревянные ложки, трещётки)
Работа с родителями Анкетирование родителей с целью выявления знаний о народных праздниках, традициях, промыслах и быте русского народа.
Просветительская работа :
Оформление информационных папок, выставок и стендов *«Роль русского фольклора в воспитании ребёнка»
*«Традиции русского народа»,
*«Культурное наследие русского народа — богатейший источник познавательного и нравственного развития детей»»,
Книжные выставки детской литературы. (Русские народные сказки, стихи поэтов, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
Картотека подвижных народных игр.
Консультации:
«Роль сказки в жизни ребёнка».
Викторина «Сказка, для доброго дня, — закваска»
Совместное изготовление атрибутов к подвижным играм, играм – драматизациям.
Привлечение родителей к участию в экскурсиях, выставках рисунков, фото, поделок, в подготовке к тематическим утренникам.
Продуктивная деятельность Открытые интегрированные занятия для родителей «Встречаем птиц».(сценка «Разговор птиц»)
Выпечка булочек (жаворонков).
Занятие на улице «Жавороночки, летите! Нам весну несите!»
Оформление фотоальбома, презентации о проделанной работе по проекту.
Список литературы:
1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». Издание 4-е, 1973г.
2. Бударина Т. О. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
С-Пб, «Детство-пресс», 2004г
3. Гаврилова М. Т. «Истоки русской народной культуры в детском саду» .
Издательство «Детство-Пресс», 2013г.
4. Тимофеева Л. О «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края». Издательство «Учитель», Волгоград, 2015г.
5. Чижова Г. В, Белова Е. В. «Знакомство детей дошкольного возраста с народными традициями и культурой родного края» «Детский сад от А до Я – 2011г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа «Праздник «Жаворонки» или «Сороки»
Дата празднования -22 марта (у славян по старому стилю - 9 марта)
В этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется.
Традиции печь весной булочки в виде жаворонков пришла из древних языческих времён. Наши предки праздновали день весеннего равноденствия. Они считали, что именно в это время после зимовки птицы возвращаются в родные края. Прилетели жаворонки – значит можно начинать работы в полях.
Печёные жаворонки дети насаживали на палочки и бежали с ними в поле, на пригорки или на крышу, кричали заклички (Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» и зазывали тепло в родные края.
Жаворонки были лакомым угощеньем. Хозяйки прятали в эти булочки «секреты» : монетку, колечко. кусочек тряпочки. По этим предметам гадали кому выйти замуж (жениться,. быть богатым, родить ребёнка.
Языческие традиции печь жаворонков перешли и в христианство.
22 марта пекут жаворонки к дню Сорока святых Севастийских мучеников. Жаворонки из теста означают летящие к богу молитвы сорока мучеников за христианскую веру, поэтому этот праздник ещё называют «Сороки».
А в наше дни жаворонки символизируют вкусное весеннее угощение, которое символизирует приход весны, тепла, возвращение перелётных птиц в родные края.
Заклички
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями.
С хлебами обильными!
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!
Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тё плу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Иди Весна-красна!
Иди весна ясна!
С солнцем теплым,
С дождем обильным.
Принеси весна урожай-
Хлеб обильный, лен сильный
Ой вы, жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье!
Первое – коровье, второе -овечье,третье человечье!
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите. .
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
Ты птица – жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
Народные подвижные игры:
Цель: использовать народные подвижные игры, для поддержания интереса дошкольников к изучаемым темам.
Формировать навыки игры с правилами соревновательного характера. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе подвижной игры. Развивать физические навыки, внимание, воображение, координацию движений. Тренировать правильное дыхание, силу голоса. Совершенствовать речевые навыки, интонационную выразительность.
Игра «Жаворонок»
Дети становятся в круг и поют:
— В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
. Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга В конце песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.
Все :
- Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым прибежит на место и возьмёт колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Игра: «Птички в гнезде»
На одной стороне игровой площадки дети – «птицы» стоят в обруче (если игра проходит на улице, то каждый ребёнок рисует себе на асфальте круг- «гнездо». По сигналу «Птицы, в полет!» - дети бегут (руки в стороны) на другую сторону игрового поля. Имитируют птиц: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т. д.
По сигналу: «Буря!» - под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три,» «птицы» летят к «гнездам». Проигравшим считается тот, кто не успевает по сигналу «Раз-два-три» занять свое «Гнездо».
—Буря кончилась. Вышло солнышко. Птички вновь летят к месту кормления.
Игра «Горелки» (вариант «Салочки»)
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех лицом к играющим на расстоянии 2 – 3 шагов встает водящий – «горелка».
Играющие речитативом произносят рифмовку:
—Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами дети, стоящие в первой паре расцепляют руки и бегут с двух сторон в конец колонны, стремясь встать в пару, прежде чем горелка «осалит» кого-либо. Горелка пытается догнать одного из игроков и «запятнать» его, если ему это удается, то он с ним образует пару, а игрок, оставшийся без пары, становится «горелкой». Если же не удается никого поймать, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.
Игра «Ручеек»
Дети встают парами, одна пара за другой. Один человек – водящий.
Он идет между детьми (в воротики,берет за руку любого ребенка и образует с ним пару. Ребенок, оказавшийся один, идет вперед и проходит опять в «воротики» и т. д.
Можно использовать игру «Ручеёк» для закрепление словаря по лексическим темам. Например, тема «Животные». водящий встает впереди и говорит: «Я - кошка, мне нужен котёнок.» Берёт ребёнка из первой пары и проводит его через «воротики» в конец колонны и т. д. Или, водящий говорит : «Я котёнок, мне нужна мама-кошка».
Игра «Перепрыгни ручеек».
Дети встают в колонну, каждый из ребят кладет руки на талию, стоящего впереди. Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 50см одна от другой или чертят линии мелом.
Дети:
— Разлился ручеек, золотой рожок,
Разлился водой, холодной, снеговой,
По пням, по болотам, по лесным колодам –УХ!
На слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на «другой берег ручейка».Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры.
Игра «Пчелки и ласточка»
Дети-пчелы «летают» по поляне и напевают:
—Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум. зум,зум!
Зум. зум. зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.
По окончании песенки ласточка говорит:
—Ласточка летает, пчелку догоняет».
С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманные «пчёлки» выходят из игры. Игра повторяется.
Игра «Птицелов».
Дети выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и говорят
—В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Дети разбегаются. Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте. Водящий подходит к игроку, тот, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Если водящий отгадал, то они меняются ролями, если не отгадал, то остаётся птицеловом.