Бабаева Наталия Владимировна .
Познавательно-творческий проект «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта проекта
Название проекта : «КОСМОС» для старшей группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: познавательно - творческий
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта : 29.03.21 – 9.04.21
Участники проекта : воспитатели старшей группы, дети, родители.
Основания для разработки проекта :
Публикация «Познавательно-творческий проект „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- расширять представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
- развивать познавательную и творческую активность;
- поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу;
- развивать связную речь, память, логическое мышление;
- прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса;
- воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Участие родителей в реализации проекта : беседы с детьми о космосе, просмотр мультфильмов, изготовление поделок и рисунков.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;
- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;
- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Актуальность проекта :“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
. К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта
1 Этап подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, изготовленние лэпбука, оформление предметно развивающей среды в группе.
2 этап этап реализации
1 Проведение бесед по теме.
2 .Проведение НОД.
3 Рассматривание детской энцикопедии «Космос»
4. Информирование родителей о ходе проекта.
5. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап заключительный
1. Организация выставки (совместная работа детей и родителей).
2. Коллективное работа «Этот загадочный космос»
3 Спортивный досуг «Полёт в космос»
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе. Конспекты занятий. Беседы.
2. Оформление группы
3 Изготовление лепбука.
3. Подбор сказок, стихов, загадок о космосе.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Беседы
1. Беседа «Что мы знаем о космосе».
Цель: развивать познавательную активность детей, дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Неизвестная вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос» «вселенная», объяснить что представляет собой Вселенная ввести понятия «звёзды», «галактика»
3. Беседа «Земля – какая она».
Цель: подвести детей к пониманию что наша планета Земля имеет форму шара Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперемента.
4. Беседа «Я космонавтом быть хочу».
Цель: расширять представления детей о космонавтах их сложной работе
5. Беседа «Почему бывает день и ночь, лето и зима».
Цель: подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи.
НОД
1. Познание ФЦКМ
Тема: «Этот загадочный космос»
Цель: продолжать знакомить детей с космосом познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о вселенной; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Закрепить знания о космосе. Развивать творческие способности детей.
3. Познание ФЭМП
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: продолжать учить детей составлять простые арифметические задачи; упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепить знания детей о геометрических фигурах, последовательности дней недели, времён года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
.
4. Речевое развитие
Тема: пересказ сказки «Звездочёт».
Цель: учить детей пересказывать сказку. Развивать выразительность речи, активизировать словарь по теме космос, развивать слуховое внимание, память.
5. Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Мы летим в космос»
Цель: уточнить представления детей о космосе и космических объектах; продолжать осваивать технику «гратаж»; учить использовать в работе приём «процарапывания»; вызвать интерес к теме, желание узнать новое.
6 Художественно – эстетическое развитие (лепка)
Тема: «Космонавт»
Цель: закрепить знания детей о космосе и космонавтах; учить лепить фигуру человека комбинированным способом.
7 Ручной труд
Тема: «Космическая ракета»
Цель :развивать у детей самостоятельную творческую деятельность; учить детей создавать ракету конструктивным и комбинированным способом из бросового материала.
8 Познание ФЦКМ
Тема «Сколько звёзд на небе»
Цель: расширять знания детей о звёздном небе; сформировать понятия о созвездиях; развивать творческое мышление и воображение.
9 Художественно – эстетическое развитие (рисование).
Тема: «Мы летим в космос»
Цель: продолжать знакомить детей с космосом; закрепить умение рисовать ракету летящую в космос.
10 Познание ФЭМП
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: продолжать формировать понятие космос; закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, знания цифр от 1 до 9, обратного счета в пределах 10; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги
11 Речевое развитие
Тема «Космос»
Цель: развивать лексико – грамматический строй речи; активизировать и расширять словарь по теме; закреплять образование существительных множественного числа; учить подбирать слова антонимы; учить составлять описательный рассказ с опорой на план.
12 Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема «Космический гость»
Цель: создать портрет инопланитянина с помощью нетрадиционной техники рисования «методом тычка».
13 Художественно –эстетическое развитие (аппликация)
Тема: «Открытый космос»
Цель: систематизировать знания детей о космосе; учить работать с трафаретами; закреплять умение вырезать круг из квадрата.
14 Ручной труд
Тема: оригами «Ракета»
Цель: систематизировать знания детей о космосе; продолжать учить детей анализировать схему; развивать мелкую моторику рук.
[Подвижные игры
1 «Перебежки марсиан»
Ход ИГРЫ:
Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый ловишка - марсианин.
2 Звездные ловишки»
Ход ИГРЫ:
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
3 «Быстрые юпитеры»
Ход ИГРЫ:
Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
4 «Быстрые и меткие космонавты»
Ход ИГРЫ:
Вариант 1
2—4 ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого дети должны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся на место.
5. «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
6 «Земля воздух вода»
Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.
По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Космические шарады»
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Космическое лото»
- «Собери ракету»
- «Фазы луны»
- «Куда летит ракета»
- «Соедени созвездия»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- выкладывание картинок из счетных палочек
- выкладывание ракеты из геометрических фигур
- индивидуальная работа по развитию речи игры :»Скажи наоборот», «Один много», «Скажи ласково». Чистоговорки, считалки.
Итог:
1. Выставка продуктов совместной деятельности
2 Спортивный досуг «Полёт в космос»»
Технологическая карта проекта
Название проекта : «КОСМОС» для старшей группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: познавательно - творческий
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта : 29.03.21 – 9.04.21
Участники проекта : воспитатели старшей группы, дети, родители.
Основания для разработки проекта :
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- расширять представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
- развивать познавательную и творческую активность;
- поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу;
- развивать связную речь, память, логическое мышление;
- прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса;
- воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Участие родителей в реализации проекта : беседы с детьми о космосе, просмотр мультфильмов, изготовление поделок и рисунков.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;
- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;
- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Актуальность проекта :“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
. К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта
1 Этап подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, изготовленние лэпбука, оформление предметно развивающей среды в группе.
2 этап этап реализации
1 Проведение бесед по теме.
2 .Проведение НОД.
3 Рассматривание детской энцикопедии «Космос»
4. Информирование родителей о ходе проекта.
5. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап заключительный
1. Организация выставки (совместная работа детей и родителей).
2. Коллективное работа «Этот загадочный космос»
3 Спортивный досуг «Полёт в космос»
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе. Конспекты занятий. Беседы.
2. Оформление группы
3 Изготовление лепбука.
3. Подбор сказок, стихов, загадок о космосе.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Беседы
1. Беседа «Что мы знаем о космосе».
Цель: развивать познавательную активность детей, дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Неизвестная вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос» «вселенная», объяснить что представляет собой Вселенная ввести понятия «звёзды», «галактика»
3. Беседа «Земля – какая она».
Цель: подвести детей к пониманию что наша планета Земля имеет форму шара Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперемента.
4. Беседа «Я космонавтом быть хочу».
Цель: расширять представления детей о космонавтах их сложной работе
5. Беседа «Почему бывает день и ночь, лето и зима».
Цель: подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи.
НОД
1. Познание ФЦКМ
Тема: «Этот загадочный космос»
Цель: продолжать знакомить детей с космосом познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о вселенной; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Закрепить знания о космосе. Развивать творческие способности детей.
3. Познание ФЭМП
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: продолжать учить детей составлять простые арифметические задачи; упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепить знания детей о геометрических фигурах, последовательности дней недели, времён года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
.
4. Речевое развитие
Тема: пересказ сказки «Звездочёт».
Цель: учить детей пересказывать сказку. Развивать выразительность речи, активизировать словарь по теме космос, развивать слуховое внимание, память.
5. Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Мы летим в космос»
Цель: уточнить представления детей о космосе и космических объектах; продолжать осваивать технику «гратаж»; учить использовать в работе приём «процарапывания»; вызвать интерес к теме, желание узнать новое.
6 Художественно – эстетическое развитие (лепка)
Тема: «Космонавт»
Цель: закрепить знания детей о космосе и космонавтах; учить лепить фигуру человека комбинированным способом.
7 Ручной труд
Тема: «Космическая ракета»
Цель :развивать у детей самостоятельную творческую деятельность; учить детей создавать ракету конструктивным и комбинированным способом из бросового материала.
8 Познание ФЦКМ
Тема «Сколько звёзд на небе»
Цель: расширять знания детей о звёздном небе; сформировать понятия о созвездиях; развивать творческое мышление и воображение.
9 Художественно – эстетическое развитие (рисование).
Тема: «Мы летим в космос»
Цель: продолжать знакомить детей с космосом; закрепить умение рисовать ракету летящую в космос.
10 Познание ФЭМП
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: продолжать формировать понятие космос; закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, знания цифр от 1 до 9, обратного счета в пределах 10; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги
11 Речевое развитие
Тема «Космос»
Цель: развивать лексико – грамматический строй речи; активизировать и расширять словарь по теме; закреплять образование существительных множественного числа; учить подбирать слова антонимы; учить составлять описательный рассказ с опорой на план.
12 Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема «Космический гость»
Цель: создать портрет инопланитянина с помощью нетрадиционной техники рисования «методом тычка».
13 Художественно –эстетическое развитие (аппликация)
Тема: «Открытый космос»
Цель: систематизировать знания детей о космосе; учить работать с трафаретами; закреплять умение вырезать круг из квадрата.
14 Ручной труд
Тема: оригами «Ракета»
Цель: систематизировать знания детей о космосе; продолжать учить детей анализировать схему; развивать мелкую моторику рук.
Подвижные игры:
1 «Перебежки марсиан»
Ход ИГРЫ:
Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый ловишка - марсианин.
2 Звездные ловишки»
Ход ИГРЫ:
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
3 «Летящая комета»
Ход ИГРЫ:
Игра проходит, так же как и предыдущие, но ловишка должен осалить убегающих мягким мячом.
на время.
4 «Быстрые юпитеры»
Ход ИГРЫ:
Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
5 «Быстрые и меткие космонавты»
Ход ИГРЫ:
Вариант 1
2—4 ребенка бегут, наперегонки высоко поднимая колено, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м). После этого дети должны быстро вернуться на линию старта боковым галопом. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг, правильно выполнил задание и быстрее вернулся на место.
6 «Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
7. «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
8 «Земля воздух вода»
Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.
По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Космические шарады»
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Космическое лото»
- «Собери ракету»
- «Фазы луны»
- «Куда летит ракета»
- «Соедени созвездия»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- выкладывание картинок из счетных палочек
- выкладывание ракеты из геометрических фигур
- индивидуальная работа по развитию речи игры :»Скажи наоборот», «Один много», «Скажи ласково». Чистоговорки, считалки.
Итог:
1. Выставка продуктов совместной деятельности
2 Спортивный досуг «Полёт в космос»»