Татьяна Мотренко
Познавательно-творческий проект «Весенние православные праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Весенние православные праздники
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 20 г. Липецка
Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы
Тема: «Весенние православные праздники»
Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории
Мотренко Т. С. г. Липецк, 2021 г.
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Весенние православные праздники»
Публикация «Познавательно-творческий проект „Весенние православные праздники“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». В. В. ПУТИН
Тип проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: 2 месяца
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы, их родители, и педагоги.
Цель проекта : приобщение детей к духовно–нравственным ценностям, посредствам организации православных праздников в ДОУ.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с православными праздниками («Сороки», «Алексей - с гор потоки», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Вербное воскресенье», «Пасха», их историей и традициями.
2. Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
3. Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родной деревне, Отечеству.
4. Помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
Актуальность:
Одна из основных причин проблем современного общества тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством людей. Очевидно, что духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения под угрозой, поэтому откладывать духовное воспитание детей и подростков до позднего времени, это значит подвергать их крайней опасности. С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники.
Задумывая проект «Весенние православные праздники» мы хотели показать его участникам, что православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Мы считаем, что праздник - это повод ребёнку проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, переживаниями.
Этапы работы над проектом :
1 этап – организационный
1. Опрос родителей на тему «Ваше отношение к проведению православных праздников в ДОУ».
2. Составление плана реализации проекта.
3. Совместная с родителями воспитанников поисковая работа по подбору разнообразного (демонстрационного, игрового, познавательного, литературного, исторического) материала о православных днях и праздниках.
4. Подготовка цикла тематических бесед приуроченных к православным дням и праздникам.
5. Разработка организованной образовательной деятельности, сценариев развлечений, досугов и праздников.
6. Оформление картотеки дидактических игр: «Собери колокол», «Великие праздники», «Согрей камень», «Назови ласково», «Красота Божьего мира», «Доброе слово другу» и др.
7. Оформление картотеки народных подвижных игр: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Золотые ворота», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.
8. Разработка положения конкурса детского рисунка: «Как прекрасен этот мир».
9. Разработка итогового интегрированного занятия «Весенние православные праздники» и конспекта работы творческой мастерской с детьми и родителями
2 Этап – практический.
ООД «Сороки», праздник «Сороки»
ООД «Алексей - с гор потоки»
ООД «Благовещение», праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы»
ООД «Вербное воскресение», праздник «Вербное воскресение»
ООД «Праздник Пасха»
Итоговое интегрированное занятие «Весенние православные праздники»
Праздник «Светлая Пасха»
3 Этап – заключительный.
Презентация проекта «Весенние православные праздники»
Выставка творческих работ по тематике запланированных событий, разработаны картотеки с беседами, играми, песнями, забавами, подобраны костюмы и разнообразные атрибуты.
Итог проекта :
Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на наш взгляд, сложно измерить духовность человека вообще, тем более у ребёнка дошкольного возраста. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Организация и проведение праздников способствовали совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определили духовное содержание и нравственный характер общения детей с миром и окружающими людьми, наполнили их жизнь традиционными духовными представлениями и образами.
Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век) : «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.
Используемая литература
1. Алексеева А. А. «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12, 2004г.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры», Москва, «Православная педагогика», 2003г.
3. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов : № 07(32, 2015г. ; № 01(26, 2015г. ; № 05(30, 2015г.
4. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
5. Концепция православного дошкольного образования, 1993г.
6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
7. Петрова В. И., Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
8. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, 2007г.
9. Сборники «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Церковные праздники».
10. Ушинский К. Д. - Родное слово, Москва, “Лествица”, 1999 год.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. :ТЦ Сфера, 2014.
12. https://doshkolnik.ru
13. https://doshkoljatam.ru
14. https://www.maam.ru