Петрыкина Ольга
Познавательно-творческий проект «Удивительные превращения прищепки»
Познавательно-творческий проект
«Удивительные превращения прищепки»
Тип проекта : познавательно-творческий
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Адресат: дети инклюзивной группы в возрасте 3-4 лет
Продолжительность проекта : 4 недели
Авторы составители: Петрыкина О. А, воспитатель группы «Звездный путь» ГБПОУ КМБ № 4 ДК 1
Актуальность темы проекта
Публикация «Познавательно-творческий проект „Удивительные превращения прищепки“» размещена в разделах
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, прищепки, пуговицы, пластмассовые бутылочки. Для нас, взрослых, это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. Используя эту особенность, я разработала проект, посвященный бельевой прищепке, и превратила ее в занимательный и развивающий материал. Применение данного предмета в образовательном процессе в ДОУ позволит воспитать у детей интерес к окружающему миру, расширит представления о форме, цвете, размере предметов, сформирует эстетический вкус, творческое воображение, речь, и, что очень важно для младших дошкольников, поможет развить мелкую моторику рук.
Цель проекта
Основной целью проекта является : развитие творческого воображения, сенсорики, мелкой моторики рук.
Задачи проекта
I. В проекте реализуются следующие задачи:
1. В области социально-коммуникативного развития:
Создание условий для формирования уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства в процессе практической деятельности.
Формирование социально приемлемых норм и правил поведения при проведении бесед, игр, занятий.
Формирование готовности к совместной деятельности, к сотрудничеству в ходе игр.
Развитие игрового опыта каждого ребенка, поддержка творческой импровизации в игре.
Расширение игрового репертуара, формирование умения действовать с предметами-заместителями.
Развитие умения взаимодействовать с детьми с разными возможностями и особенностями развития.
Развитие способности к сопереживанию и готовности оказать необходимую помощь.
Развитие способности радоваться успехам других детей, адекватно проявлять свои чувства.
2. В области познавательного развития :
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в практической деятельности с прищепками.
Развитие у детей элементарных знаний о прищепке, ее механизме, материалов, из которых она может быть сделана; расширение кругозора детей в данной области.
Создание условий для обогащения ребенка новыми впечатлениями, удивлениями.
Развитие тактильного восприятия, сенсорного опыта при взаимодействии с прищепками.
3. В области речевого развития:
Знакомство детей с литературными произведениями по тематике (стихотворения, загадки, сказки о прищепке); формирование умения придумывать короткие рассказы о прищепке.
Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, просить о помощи.
Формирование навыков диалога и монолога с использованием театра на прищепках.
4. В области художественно-эстетического развития:
Развитие эстетического отношения к окружающему миру.
Знакомство с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценировка сказок, стихов по тематике проекта.
Формирование навыков конструирования из прищепок на основе схем и по собственному замыслу.
5. В области физического развития:
Развитие мелкой моторики обеих рук при взаимодействии с прищепками.
Формирование способности контролировать свои движения и управлять ими.
II. В проекте реализуются следующие задачи для родителей детей:
Вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность детей по проекту.
Развитие практических навыков совместной деятельности родителя и ребенка при реализации проекта.
Развитие сотрудничества с родителями в рамках совместной деятельности по проекту.
III. В проекте реализуются следующие задачи для воспитателей/ педагогических работников:
Расширение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проектной деятельности.
Формирование профессиональной компетентности педагога.
Обеспечение специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках проектной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
1. У ребенка развиты чувства собственного достоинства, общности детей в группе и навыки сотрудничества.
2. Ребенок соблюдает социальные правила и нормы поведения в совместной деятельности, умеет взаимодействовать с детьми с разными возможностями и особенностями развития, сопереживает и радуется успехам других детей.
3. Ребенок проявляет инициативу в игровой деятельности, импровизирует, использует предметы-заместители.
4. У ребенка сформированы представления о прищепке, ее механизме, использовании; ребенок проявляет познавательный интерес к практическим действиям с прищепками.
5. Ребенок знаком с произведениями детской литературы по изучаемой тематике, умеет самостоятельно придумывать короткие рассказы.
6. У ребенка развита монологическая и диалогическая речь.
7. У ребенка сформированы навыки конструирования на основе схем и по собственному замыслу.
8. Ребенок использует театрализованные действия в ходе игр, инсценировок сказок, стихов по тематике проекта.
9. У ребенка сформирована мелкая моторика обеих рук, он способен контролировать свои движения и управлять ими в процессе практических действий с прищепками.
10. Родители включены в совместные мероприятия по данной тематике, помогают детям в выполнении заданий по проекту.
11. Повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам проектной деятельности.
Этапы проекта
Подготовительный. Определение цели и задач проекта. Составление плана детской практической деятельности в рамках проекта. Подбор основного оборудования и материала, изготовление игр и театра с использованием прищепок.
Основной. Реализация плана познавательно-творческой деятельности в рамках проекта.
Заключительный. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
План деятельности по достижению цели
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Пополнение развивающей предметно-образовательной среды:
подбор иллюстративного и презентационного материала;
составление картотеки игр с прищепками;
подготовка материалов для игр, театрализованной и конструктивной деятельностей с прищепками;
подбор литературы по теме (использование интернет – ресурсов).
3. Разработка цикла мероприятий по теме проекта.
Таблица – Планирование деятельности при разработке и выполнении проекта
Неделя
Содержание
Подготовительный этап
1 неделя
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Побор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, материала и оборудования для проведения театрализованной и конструктивной деятельностей с прищепками.
4. Разработка дидактических игр с прищепками.
5. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей.
Основной этап
2 неделя
1. Беседа «Как прищепка к нам пришла» (история появления прищепки).
2. Чтение: сказка Т. Маршаловой «Сказка про старую Прищепку», отгадывание загадок о прищепке.
3. Дидактические игры «Дополни фигуры из картона деталями-прищепками», «Кто что ест», «Собери бусы».
4. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» с использованием прищепок в качестве предметов-заместителей.
5. Игра-соревнование «Чья змейка длиннее?».
6. Конструирование по схемам и картинкам «Самолет», «Змейка», «Мебель», «Домик» и т. д.
7. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением «Угостим жучку», «Зайчики», «Лягушонок и утенок», «Мама и малыш».
8. Консультация для родителей «Щепочки-прищепочки. Копилка секретов».
9. Домашнее задание для родителей: изготовление с детьми игрушки или сказочного героя на прищепке.
3 неделя
1. Беседа «Из какого материала сделаны прищепки».
2. Экспериментирование «Тонет – не тонет», «Воздействие воды на прищепки из разных материалов».
3. Театрализованные игры: разыгрывание сказок «Теремок», «Репка».
4. Игры-забавы «Лягушонок», «Рыба-кит», «Пеликан».
5. Дидактические игры Разноцветный заборчик», «Коробочки», Найди цветочку поляну».
6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» с использованием прищепок в качестве предметов-заместителей.
7. Конструирование по замыслу.
8. Игра-соревнование «Мамины помощники».
9. Выставка «Веселая прищепка».
Заключительный этап
4 неделя
1. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
2. Формирование картотеки дидактических и театрализованных игр с прищепками.
Показ презентации проекта.
В ходе реализации проекта «Удивительные превращения прищепки» были созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, подобраны занимательные игры и материалы для данной возрастной категории, использованы любимые виды детской деятельности: игровая, чтение художественной литературы, конструктивная, подвижные игры. Проект способствовал развитию любознательности и познавательной активности дошкольников, развитию творческого воображения, мелкой моторики.